Советы по созданию сигнальных систем

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Т.А. Хлебутина, Ж.Т. Мырзаканова

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУХА НА ФРАКЦИОННО-ДИСПЕРСНЫЙ СОСТАВ ЧАСТИЦ БАКТЕРИАЛЬНОГО АЭРОЗОЛЯ В ТКАЦКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ СВЕРХВЫСОКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ (50 Гц) ЧАСТОТ НА ГЕНЕРАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ЖИВОТНЫХ

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У СТУДЕНТОВ»

Т. Л. Хлебутина, Ж. Т. Мырзаканова

ВЛИЯНИЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У СТУДЕНТОВ

Семипалатннсикй .медицинский институт

Функциональное состояние организма студентов в период экзаменов привлекает внимание исследователей. Это обусловлено тем, что во время экзаменационной сессии, являющейся деятельностью высокой значимости в системе обучения и лично для каждого студента, может развиваться утомление и переутомление, приводящее к изменениям физиологических систем организма (I, 2 и др.|.

Целью нашей работы являлось изучение влияния нерв-но-эмоцноналыюго напряжения студентов медицинского института на функциональное состояние сигнальных систем.

Обследовано 130 практически здоровых студентов II курса в возрасте 19—20 лет в период летней сессии до и после экзаменов. Сессии предусматривала сдачу в июне четырех предметов. Контроль за развитием утомления при умственной деятельности в этот период проводили с помощью специальных проб, отражающих функциональное состояние первой и второй сигнальных систем. Определяли скорость простой двигательной реакции (СПДР), а также порог критической частоты мельканий (КЧМ) для красного и зеленого цвета. Определяли объем кратковременной памяти (ОКП) в пределах первой и второй сигнальных систем: испытуемому предлагали запомнить последовательность 10 слов илн 10 цветных квадратов при экспозиции 10—15 с. Учитывали процент правильного воспроизведения информации. Скорость переключения внимания (СПВ) определяли по таблицам, по которым студент должен был подсчитать последовательно за минимальное время наличие двух второсигнальпых (цифры) и затем двух первоенгнальных (цветные круги) раздражителей. Разница во времени между выполнением двух действий давала искомую величину. За исходные, данные принимали показатели, полученные в конце весеннего семестра (за I мес до начала сессии). В период сессии исследования проводили до и после первого и последнего экзамена.

СПДР и порог КЧМ у студентов в период экзаменационной сессии (М±т)

КЧМ, импульсы в секунду

Вромм исследовании СПДР. с на красный цвет на эеленыЛ цвет

До экзамена После экзамена

0,39±0,08 0,44±0,1 >0,05

38±3 32,6±1,4 >0,05 50,8±2,6

45,1 ±2,6 49,6±2 >0,05 64±3,1

Примечание. Pt — сравнение с исходными показателями; Pf — сравнение с данными до и после экзаменов.

Таким образом, нервно-эмоциональное напряжение у студентов в период сессии приводит к увеличению ОКП на второсигнальные раздражители, в конце же этого периода данный показатель снижается, что, вероятно, связано с уменьшением умственного напряжения и эмоционального настроя. В то же время ОКП на первосигналь-ные раздражители был достаточно большим в течений всего экзаменационного периода.

Таким образом, эмоциональное напряжение в период экзаменационной сессии вызывает у студентов функциональные перестройки в работе сигнальных систем: во второй сигнальной системе увеличивается ОКП и СПВ. Внимание ко второенгнальным раздражителям ослабевает в конце сессии. В первой сигнальной системе ОКП наиболее высок н еще более возрастает после экзаменов, повыш^ ется и СПВ на первосигпальпые раздражители.

На основе полученных данных можно сделать заключение о том, что при увеличении числа экзаменов (более 4) в период сессии для их успешной сдачи студентами необходимо, чтобы методическая работа кафедр была максимально направлена на улучшение наглядности при

ОКП и СПВ в пределах первой (б) и второй (а) сигнальных систем у студентов в период экзаменационной сессии. 1 — исходные показатели: 2 — при первом экзамене; 3 — при четвертом экзамене.

(^учении предмета, так как умственное утомление в конце экзаменационной сессии в большей мере проявляется при восприятии второсигнальных раздражителей. Кроме того, нервно-эмоциональное напряжение повышает возбудимость колбочкового аппарата органа зрения к восприятию красного и зеленого цветов. Нами не выявлено корреляционной зависимости между СПВ, ОКП и успешностью сдачи экзаменов.

1. Зефиров Л. N.. Щербакова И. Л., Мурзина Т. Ф.— В кн.: Физиология двигательного аппарата и физиология труда. Казань, 1978, с. 136—143.

2. Маркова Е. И., Коптюх В. В. — Гиг. и сан., 1978, .4» 2, с. 45-47.

3. Хлебутина Т. А. — Жури. высш. нервн. деят., 1962, .М? 4, с. 381.

Е. В. Гарасько, А. П. Воронин

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУХА НА ФРАКЦИОННО-ДИСПЕРСНЫЙ СОСТАВ ЧАСТИЦ БАКТЕРИАЛЬНОГО АЭРОЗОЛЯ В ТКАЦКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

ВНИИ охраны труда ВИСПС, Иваново; Ивановский медицинский институт

Целью данной работы явилось изучение влияния искусственной ионизации на микрофлору воздуха в ткацком производстве.

Исследования проведены в ткацком цехе хлопчатобу-фжной фабрики, где создана зона ионизации, охватывающая 56 ткацких станков |2]. Ионометрию осуществляли ионометром АСИ-1. Метеорологические условия, запыленность и дисперсный состав пыли изучали общепринятыми методами. Для бактериологического анализа пробы воздуха отбирали на чашки Петри с помощью каскадного импактора Андерсена. Посев проводили на 6 питательных сред. Проведен отбор и анализ 192 проб воздуха на микробную обсемененность.

Установлено, что в зоне ионизации отрицательных ионов 7000—8000 в 1 см3 воздуха, а положительных 5000— 6000. Коэффициент униполярности 0,71. В контрольной зоне преобладали положительные ионы, а коэффициент Р1иполярности равнялся 1,1 —1,2. Временная инструкция Минздрава СССР «Указания по компенсации аэроионной недостаточности в помещениях промышленных предприятий и эксплуатации промышленных аэроионизаторов» (1977 г.) рекомендует ПДК для легких отрицательных ионов порядка 10 000 аэроионов в 1 см3, а легких положительных — около 8000 в 1 см3 воздуха, т. е. в зоне ионизации количество отрицательных ионов приближается к рекомендуемой ПДК.

В результате искусственной ионизации изменения метеорологических параметров были незначительны. Запыленность воздуха изменялась также несущественно, но количество микроорганизмов в зоне ионизации было в 2,5 раза меньше (Р<0,01), чем в контрольной.

Исследования, проведенные в динамике рабочего дня (через 4 и 8 ч после включения ионизаторов), также подтвердили благоприятное влияние ионизации. Уже через 4 ч после начала ионизации отмечались ускоренная седиментация крупных пылевых частиц и достоверное снижение запыленности и микробной обсемененности воздуха примерно в 2 раза.

Через 8 ч ионизации крупные частицы пыли (более 6 мкм) не выделялись, тогда как без ионизации их было более 10%. Дальнейшего снижения запыленности воздуха при этом не выявлено, однако общая бактериальная обсемененность уменьшилась примерно в 5 раз, появилась тенденция к снижению в 2—3 раза количества стафилококков, стрептококов и плесневых грибов, выделялись лишь единичные колонии гемолитической кокковой микрофлоры и кишечной палочки.

До ионизации при определении общей обсемененности наибольшее количество микроорганизмов приходилось на мелкие (61,7%) и крупны*; (22,6%) частицы, тогда как с высокодисперсными частицами было связано лишь 15,6% выделенных микроорганизмов. Через 4 ч после начала

Сигнальными системами называют совокупность условных связей, объединяющих в головном мозге сенсорную и понятийную системы сигналов. Первая и вторая сигнальные системы человека обеспечивают оптимальное приспособление к миру и окружающей среде. Системы находятся во взаимодействии, воспринимая действительность и сигналы из внешнего мира.

Первая сигнальная система имеется у человека и животных, вторая – только у человека.

Понятие о сигнальных системах впервые было введено И.П. Павловым для разграничения высшей нервной деятельности животных и человека.

Характеристика и виды сигнальных систем

Классификация сигнальных систем обозначает качественные отличия уровня эволюционного развития ВНД. Для человека и животного общими данными служит анализ сигналов явлений и предметов, приходящих от рецепторов организма. Таким образом, формируется мышление предметно-образного типа.

В процессе общения и трудовой деятельности в социуме у человека наступает следующий этап развития. Деятельность первой и второй сигнальных систем тесно связаны между собой.

Понятие второй сигнальной системы – восприятие действительности и окружающего пространства посредством слова, т.е. смыслового значения.

Третья сигнальная система – психология, субъективная действительность, где происходит переживание знаков сознания и образов, формирующихся во второй сигнальной системе.

Характеристика первой и второй сигнальных систем

Понятие первой сигнальной системы

В данное понятие входят условно-рефлекторные связи, вызванные внешними и внутренними раздражающими факторами. В данном случае не работает смысловое слово.

Сигналы, присущие первой сигнальной системе:

  • тактильные ощущения;
  • запахи;
  • цветовое восприятие;
  • форма;
  • температура;
  • механическое воздействие;
  • вкус.

На основе этих ощущений формируется чувственное познание мира и окружающей среды. Сигналы от рецепторов, поступающие в головной мозг, формируют нервные импульсы, которые синтезируются и анализируются мозгом.

Черты, отличающие первую сигнальную систему:

  1. Объективные явления окружающей человека или животное действительности.
  2. Наличие безусловного раздражителя – пищевого, полового, оборонительного характера.
  3. Биологический инстинкт приспособления – стремление к лучшим условиям жизни: хорошему жилищу, питанию, безопасности, размножению.

Первая сигнальная система человека носит социальную окраску и зависит от определенных социальных условий.

Понятие второй сигнальной системы

Признаки второй сигнальной системы:

  • слова и устная речь;
  • слова и письменная речь;
  • мимика и жесты;
  • знаки;
  • рисунки;
  • символы;
  • формулы.

Слово в данном случае имеет смысловое значение и человек получает способность мыслить абстрактно и осознанно. В процессе принимают участие оба полушария человеческого мозга.

Черты, характеризующие вторую сигнальную систему:

  1. Способность обобщить понятия и отвлечься от их общих свойств.
  2. Одновременное перестроение временных нервных связей.
  3. Абстрактность понятия, возможность мысленно оперировать предметами в их отсутствие.
  4. Отображение временных связей.
  5. Влияние рефлексов и утомляемость человека.

Отличия второй сигнальной системы от первой в том, что она сформировалась благодаря социальному развитию человека. Пришло представление о действительности и реальности при помощи речи, слов, рисунков, знаков.

И.П. Павлов выделил два типа ВНД человека – по его наблюдениям у представителей творческих профессий превалирует первая сигнальная система, а у людей, занимающихся научной деятельностью – в высокой степени выражена вторая. Он также отметил и средний тип, где двум системам отведена одинаковая роль.

Проблема формирования поведенческих стратегий личности на данный момент является малоизученной. Тем более нет исследований, касающихся связей стратегий поведения с типологическими особенностями личности, базирующимися на взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Исследуя данную проблему и выделяя слово как универсальное средство сигнализации, могущее заменить все возможные для человека раздражители, Павлов подчеркивал, что формируясь на базе первой, вторая сигнальная система надстраивается над ней, находясь при этом в постоянной взаимосвязи. Возникновение II сигнальной системы относится к концу первого — началу второго года жизни, проходя при этом 3 стадии.

На первой, связанной с появлением понимания ребенком речи окружающих и возникновением первых собственных слов, начинают образовываться смысловые связи между словом, предметом и действием. Корковые процессы, возникая под влиянием словесных воздействий, проявляются в виде движений или действий.

Л.С. Выготский выделяет три стадии, при которых слово становится отражением действительности:

  1. отражение отношения к вещам, которые оно обозначает;
  2. использование конкретно-предметной связи для удовлетворения элементарных потребностей при посредстве взрослых;
  3. самостоятельное осмысление ребенком связей и отношений;

В ходе формирования процесса активного речевого общения и появления словесных реакций в ответ на воздействие окружающих предметов наступает 2-я стадия форм. II сигнальная система, при которой устанавливается такая тесная взаимосвязь между I и II сигнальными системами, что все раздражения, приходящие в I сигнальную систему обязательно проходят и во II, т.е. мы наблюдаем опосредование речью всех раздражений и реакций ребенка.

Третья стадия в развитии II сигнальной системы отличается появлением ее относительной самостоятельности, при которой I сигнальная система находится как бы в заторможенном состоянии, не принимая участия в реализации состоявшихся и формировании новых связей.

Таким образом, вторая сигнальная система, появляясь вместе с пониманием ребенка речи окружающих и формируясь в процессе овладения средствами языка и использования его в общении, принимает все большее участие во всей динамике мозговой деятельности ребенка, становясь со временем доминирующей.

Становление типов ВНД происходит на протяжении всего детства. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте отмечается проявление черт или того или иного типа ВНД.

При этом анализ работ известных психологов и физиологов свидетельствует о преобладании в детском возрасте черт «художественного» типа. Так, например, В.В.Зеньковский подразделяет мышление дошкольника на познавательные и эмоциональные: «как особая форма психической работы, как особый путь ориентирования и понимания, познавательное мышление диффренцируется медленно постепенно освобождаясь от влияния эмоций и желаний. При этом он отмечает, что мышление дошкольника никогда не бывает «чистым», поскольку подчиняется общим жизненным задачам ребенка, выдвигаемым перед ним эмоциональной сферой: «центр психической работы у ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это вовсе не ослабляет работы мышления, а только придает ей другой характер».

Однако параллельно с развитием речи в этом же возрасте формируется словесно-логическое мышление, составляющее основу мыслительного типа.

Преобладание одной сигнальной систем отличается в возрасте детей 12-16 лет, хотя целенаправленное развитие образного или логического мышления может -сформировать склонность к тому или иному крайнему типу уже в более раннем возрасте. Если же в процессе воспитания обращается внимание на развитие обоих видов мышления, то можно заложить предпосылки формирования среднего типа. На эту роль обучения в формировании специально человеческих типов указывал И.П.Павлов, говоря: «. воспитание или обучение в самом широком смысле играет очень большую роль в формировании интересующих нас типов высшей нервной деятельности человека».

Исследуя проблему поведения, его можно характеризовать с точки зрения производительности или непроизвольности регуляции деятельности или нормированности и «индивидуальности» (Х.Хекхаузен).

Теоретически и экспериментально доказано, что «при нормальных условиях все вообще произвольные реакции человека опосредуются и регулируются второй сигнальной системой» (Е.И. Бойко). Что касается нормированности или «индивидуальности», то, как считает Х.Хекхаузен, «индивидуальным» действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. В связи с этим он выделяет 3 критерия «индивидуальности» действия по степени соответствия действиям других людей, поступкам человека в других ситуациях, действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом.

По мере того, как по этим показателям действие становится все более «индивидуальным», оно все меньше зависит от внешних обстоятельств и все более определяется личностными особенностями субъекта (Х.Хекхаузен).

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о том, что для детей-«художников» характерны более высокие показатели по сравнению с показателями «мыслителей» экстраверсии (72,4% и 35,7% при И > 0,1) низкие показатели эмоциональной стабильности (13,4% и 42,9% при И >0,1). При этом в женской группе «художников» отмечаются более высокие показатели экстраверсии (77,3% и 10% при И >0,1), а в мужской группе — более высокие показатели эмоциональной нестабильности (42,9% и 10% при И > 0,1). Это позволило предположить наличие у «художников» поведенческой стратегии, условно названной нами «экстраверсированной», а у «мыслителей» — интровертированной.

Исследование уровня тревожности детей, представителей крайних специально человеческих типов подтвердило выдвинутое предположение. Так, при изучении ситуативной тревожности по методике Кондаша было обнаружено, что «мыслителей» больше тревожат ситуации, связанные с обучением, для «художников» же более значимы были ситуации коммуникации. Полученные данные согласуются с результатами, полученными по ориентировочной анкете Б.Басса, отражающей разную направленность представителей «художественного», и «мыслительного» типов: у первых отмечались более высокие значения по шкале «я» и по шкале «общение», у вторых — по шкале «Дело».

Таким образом, можно предположить, что для лиц «художественного» типа особо актуальны проблемы самоактуализации собственного «Я» и их положение в социуме, что характеризует субъективную направленность личности, возможно, объяснимую повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и своих силах, заниженной самооценкой и низким уровнем притязаний, склонностью к самообвинению, рефлексии в себе в первую очередь недостатков, чем достижений, что подтверждается также результатами опросников самоотношения В.В.Столина и личного опросника Г.Кеттела. В силу вышеназванных причин «художникам» необходимо признание их успехов, обязательная оценка извне для выработки адекватной самооценки и повышения рейтинга в собственных глазах. Все это способствует формированию «субъектной» стратегии поведения, имеющей целью достижение успеха.

Направленность же «мыслителей» на «Дело», предположительно способствует формированию у них чаще «объективной» стратегии, ориентированной на решение деловых проблем, получение объективного результата, в вероятности которого он большей частью уверен, т.к. при планировании и в процессе деятельности обычно опирается на логику, реальные факты, расчет и анализ прошлого опыта. Получаемый результат — это для «мыслителя» само собой разумеющееся подтверждение задуманного. В связи с этим, по-видимому, стратегии поведения «мыслителей» должны быть направлены на избегание неудач, ненужного риска, неожиданностей как отвлекающих и ненужных моментов. В итоге же обе стратегии поведения ставят целью получение результата и самореализацию личности.

И.П. Павлов ввел понятие «вторая сигнальная система». Первая сигнальная система — собственно органы чувств и отделы нервной системы, обеспечивающие их работу. Вторая сигнальная система — речь.
При помощи первой сигнальной системы животное и человек получают информацию о событиях, происходящих во внешней среде. Эта информация является сигнальной — каждое событие может быть предупреждением об опасности, или наоборот, предвещать близость в пространстве и времени объектов, привлекательных для живого существа. Вторая сигнальная система присуща исключительно человеку. При посредстве второй сигнальной системы происходит взаимодействие между двумя и более людьми.

На протяжении многих лет антропологи, акцентируя внимание на отличиях человека от животных, обращали при этом внимание на развитие, в первую очередь, предметной деятельности, принимая во внимание ставшую классической фразу «Труд создал человека». Подразумевалось, что совместная трудовая деятельность настоятельно требовала усовершенствования средств коммуникации, и человек, будучи вовлечен в трудовой процесс, и, в частности, в общественное разделение труда создал речь.
Факт, что животные тоже довольно часто занимаются совместной деятельностью, требующей достаточно точного согласования действий каждого участника таковой, оставался на периферии внимания антропологов. Тем не менее, совместная работа, направленная на достижение результата, в котором заинтересованы все ее участники, у животных есть, и эта деятельность характерна для всех абсолютно видов, независимо от занимаемой ими ступени эволюции. Таким видом деятельности является, прежде всего, продолжение рода.
Здесь необходимо выделить два вида действий. Во-первых, это действия, связанные непосредственно с половым контактом, направленные на обеспечение создания зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), и, во-вторых, действия, связанные с уходом за молодым поколением, обеспечением его безопасности, обучением и воспитанием его.
Парное половое поведение обеспечено готовыми программами действий, передающимися по наследству. Для составления пары, прежде всего, необходимо физическое сближение двух особей разного пола. Изначально такое движение к особи противоположного пола обеспечивалось у позвоночных хемотаксисом, обеспеченным органом обоняния. Взаимодействие происходит за счет выделения экзогормонов (феромонов) одним организмом и восприятия их как запаха другим организмом. Активные действия – движение по направлению к цели происходят под управлением обонятельного анализатора. Центральным аппаратом этого органа у современных позвоночных является древнейшая кора, у млекопитающих входящая в состав лимбической системы. Именно лимбическая система и ответственна за формирование и поддержание устойчивых состояний организма, внешне проявляемых как эмоции.
При зачатии необходимы согласованные действия пары особей. Значение согласованности действий велико уже на ранних ступенях эволюционной лестницы, когда половые продукты обеих особей выделяются просто в окружающую среду (в воду), где и происходит оплодотворение. Для согласования действий необходимо Внешнее проявление состояний организма. Здесь очень важно, чтобы и самец и самка выдели свои половые продукты одновременно, то есть необходимо точное согласование действий. Если один из участников действия выделит свои половые продукты раньше, или позже, то эффективность оплодотворения будет снижена. События в организме одного из участников должны быть точно согласованы с соответствующими событиями в организме другого участника. Синхронизации действий способствует внешнее проявление степени готовности к спариванию. Внешне это может быть выражено в соответствующем случаю поведении, выраженном в движении тела, определенных позах, что биологи называют брачными танцами.
На более высоких ступенях оплодотворение происходит внутри женского организма, и в этом случае, согласование состояний пары организмов обретает критическое значение. Поведение, отражающее степень готовности к спариванию, выражается в позах, жестах и мимике. Виды, у которых отмечена четко выраженная сезонность в спаривании, вполне могут обойтись относительно простыми, передающимися по наследству программами поведения. Но если размножение не ограничено сезоном, может происходить в любое время года, то наследственных программ может быть недостаточно. Обстоятельства спаривания могут быть весьма разнообразны, влияние этих обстоятельств на состояние организма, перед которым стоит задача продолжения рода здесь и сейчас порой невозможно учесть во всех подробностях заранее. Животным приходится все больше обращать внимание на поведение партнера, оценивать состояние его организма по эмоциональным проявлениям, и самому проявлять свое состояние для партнера. Все это приводит к интенсивному развитию средств для выражения эмоций. Сюда мы можем отнести и морфогенез мимической мускулатуры, хорошо заметное у млекопитающих, особенно приматов, и получившее наивысшее развитие у человека, и отделы центральной нервной системы, ответственные за формирование эмоций, среди которых в первую очередь следует развитие лимбической системы .
Не менее важные и интенсивные взаимодействия происходят после рождения детенышей у млекопитающих. Жизнь их зависит от матери, от которой они получают и питание и защиту. Но кроме этих достаточно простых с точки зрения коммуникации совместных дел, мать и дитя совершают и другие взаимодействия. Во первых, мать принимает участие в коррекции состояния здоровья малыша, совершает действия туалета, массажа, игры. Во вторых, педагогические действия, обучение малыша. И здесь происходит взаимодействие двух организмов при помощи эмоций. Совершенствование этого взаимодействия в филогенезе становится неизбежным, по мере удлинения детства.
Таким образом, есть смысл выделить не две, а три сигнальные системы. Первая сигнальная система — органы чувств. Эта система создает информационный поток непосредственно от природы и ее проявлений. Эта система избирательна по степени значимости для жизни явлений-сигналов. В этой системе происходит взаимодействие субъекта и объекта.
Второй сигнальной системой (в порядке возникновения в филогенезе) правильнее назвать язык эмоций. Эта система создает информационный поток, идущий только от живых существ. Она избирательна по степени важности живого существа на данный момент для данных обстоятельств. Эта система в отличие от первой подразумевает сильное взаимное влияние двух субъектов. Каждый участник взаимодействия в этой системе одновременно и субъект и объект, учитель и ученик, управитель и управляемый. Внутривидовое эмоциональное общение может совершенствоваться на протяжении жизни. Оно является коммуникационной основой животных сообществ.
Человеческая речь — не вторая в филогенезе, а третья сигнальная система. Она является коммуникативным средством создания человеческих обществ.

Литература:
1. Н.А. Бернштейн Физиология движений и активность. – Москва.-Наука.-1990. 494с.
2. А.Р. Лурия Основы нейропсихологии.- Москва.- ИЦ «Академия».- 2007.-380с.

В процессе жизнедеятельности организм вырабатывает множество условных рефлексов. По учению И.П.Павлова, с их помощью осуществляется его ответная реакция на действующие раздражители. Такая согласованная деятельность всех органов и систем носит название условно-рефлекторной. Она не происходит стихийно. Действуют закономерности, часть из которых идентичны у людей и животных. В то же время поведение человека управляется дополнительными нейрофизическими реакциями, которые объединены одним термином — высшая нервная деятельность.

Особенности высшей нервной деятельности человека

В основе высшей нервной деятельности (ВНД) лежат условные рефлексы. По мере появления новых способов взаимодействия человеческой популяции с окружающим миром, вырабатывалась форма общения — речь. С ее появлением реакция людей на внешние раздражители начала видоизменяться. С одной стороны, человек, получая негативное воздействие, может выразить свой страх, боль, голод словесно. С другой, слова могут являться такими же раздражителями.

Условный рефлекс начинает действовать не только от ощущения холода, жары, света, темноты, но и от слов, несущих смысл этих явлений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Еще в 1863 году И.М. Сеченов высказал мысль о том, что психическая деятельность человека в своей основе имеет рефлексы. С их помощью человек приспосабливается к окружающему миру, они лежат в основе его поведения. Такая деятельность головного мозга является одним из главных отличий человека от животных. Она получается в детстве и передается по наследству. Возрастные процессы способствуют увеличению способности мозга к рассудочной деятельности, мышлению.

Насколько высок уровень развития нервной системы, настолько больше рассудительности в мыслях и поступках.

Одной из функций мозга человека является сознание. Материальная основа ВНД — кора больших полушарий, подкорковые ядра, промежуточный мозг. Их строение обуславливает связь окружающего мира с психикой человека.

Если рассматривать высшую нервную деятельность людей, то следует разграничить уровни:

  1. Безусловные рефлексы (независимы от сознания).
  2. Подсознание (развитие первой сигнальной системы).
  3. Сознание (развитие второй сигнальной системы).

Первая и вторая сигнальные системы

Выражение реакции на условные и безусловные раздражители происходит посредством сигнальных систем.

Первая сигнальная система — система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды.

Первая сигнальная система начинает функционировать в ответ на тактильные, визуальные, обонятельные раздражители, поступающие к органам чувств непосредственно через рецепторы.

Вторая сигнальная система — свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, то есть не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения.

Вторая, не уступающая первой по силе и значимости, вызывает образование особых связей в сознании. В результате неоднократных аналогичных воздействий, в дальнейшем эти связи срабатывают без подкрепления и приобретают рефлекторные свойства на долгие годы.

Итак, первая сигнальная система — совокупность ощущений, восприятий раздражителей окружающего мира. Вторая — возникшая на основе первой, — это речь. В человеческой популяции слово исполняет функцию такого же раздражителя, как естественный природный фактор. Под его влиянием запускаются психические и физиологические реакции.

Чем представлены сигнальные системы в организме

Условные сигналы постоянно поступают в организм из внешней и внутренней среды посредством органов чувств. Их воспринимают:

Это ощущения, которые предупреждают об опасности или иных обстоятельствах, требующих реакции. Это первая сигнальная система. Она аналогична у людей и животных.

Механизм развития ответной реакции следующий: от клетки-рецептора сигнал идет в головной мозг по центростремительному нейрону, обрабатывается в ответственном за данную сенсорику участке и по центробежному нейрону передается на орган, реакция которого должна защитить организм.

Схема рефлекторной дуги

В отличие от животных, восприятие окружающей среды у которых связано только с ощущениями, у человека присутствует вторая сигнальная система. По выражению И.П. Павлова, сигналом сигналов является слово. Речь, появившаяся и развившаяся в процессе эволюции Homo sapiens (человека разумного), обеспечила возможность общения особей между собой, передачу сигналов об опасности до их воздействия. Позднее из отдельных возгласов сформировались слова, которые стали понятны окружающему социуму.

Сравнение систем

Особенности двух сигнальных систем (СС) можно рассмотреть на примерах.

Пожар вызывает у животного и человека непреодолимое желание спасаться. При этом:

  • I СС: Происходит это в результате поступления в головной мозг сигналов от органов зрения (огонь), обоняния (дым), слуха (звук горения). Мозг дает сигнал костно-мышечной системе бежать.
  • II СС: Человеку достаточно услышать крик «Пожар!», чтобы рефлекторно запустился механизм защиты. Для этого необязательно фактическое подкрепление безусловными раздражителями.

Для животного и человека характеристика опасности имеет различные проявления.

  • I СС: При первой сигнальной системе обязательна конкретизация раздражающего фактора, т.е. сигнал должен быть определенным по запаху, вкусу, температуре и т.д.
  • II СС: Речевое изложение сигнала воспринимается головным мозгом абстрактно. В помощь словам приходят жесты, мимика, знаки, символы. Не видя интенсивности раздражающего фактора, по степени эмоциональной окраски сигнала, мозг формирует реакцию.

Сигнал об опасности носит при первой и второй СС может носить различный характер.

  • I СС: Первая сигнальная система не в состоянии обеспечить общение между индивидуумами. Каждая особь реагирует на раздражающий фактор обособленно. Животное будет бояться, только, если увидит огонь.
  • II СС: В человеческой популяции, II СС развивает коммуникативную функцию. Слово способно не только выступать в роли оперативного сигнала, но и обобщать имеющийся аналогичный опыт. Человек испытает страх, если в его окружении возникнет суматоха по поводу разгорающегося недалеко пожара.

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами

Обе сигнальные системы не существуют изолированно друг от друга. Между ними налажено четкое взаимодействие.

Восприятие информации только на слух не всегда достаточно для всесторонней оценки какого-либо фактора.

Рассказывая ученикам о влиянии радиации на здоровье человека, учитель не так ярко донесет ее опасность, как при демонстрации последствий радиоактивного облучения. В таком случае к донесенной информации присоединится визуальное восприятие сигнала. В сознании сформируется объективное представление.

Объявление по громкоговорителю на автовокзале, к примеру, о переносе рейса, не сразу воспринимается пассажирами по различным причинам. Чтобы обеспечить доходчивость информации, можно написать объявление, либо пустить бегущую строку на световому табло. В таком случае аудиосигнал будет грамотно дополнен визуальным изложением того же факта.

Презентация на тему:
Первая и вторая сигнальные системы человека.

Выполнила: Лагунова Е.А

Первая и вторая сигнальные системы-их суть.

Первая сигнальная система существует как в строении человека, так и животного. А вторая – только у человека. Это объясняется тем, что каждый человек способен сформировать, независимо от обстоятельств, определенный образ. К примеру, любое произнесенное слово может вызвать в человеческой памяти соответствующий образ (вторая сигнальная система). А наличие первой сигнальной системы говорит за себя, если наблюдается повышенное слюноотделение.
Рассмотрим более детально каждую из сигнальных систем:
1.Итак, первая сигнальная система оказывает помощь человеку в восприятии окружающей среды. Общим для животного и человека является способность анализировать и синтезировать определенные сигналы, явления из внешней среды, предметы, составляющих эту систему. Первая сигнальная система человека, животного представляет собой комплекс определенных рефлексов в ответ на раздражитель (звук, свет и пр.). Она осуществляется при помощи специальных рецепторов, которые превращают сигналы из действительности в определенный образ. Анализаторы данной первой сигнальной системы – это органы чувств. С их помощью возбуждения передаются в полушария головного мозга.
2.Вторая сигнальная система дала новый принцип в развитии деятельности человеческого мозга. При помощи этого вида человек способен мыслить при помощи абстрактных понятий или образов. Данная сигнальная система – основа в формировании словесно-логического мышления и знаний об окружающем мире.

Этапы становления сигнальных систем.

Для становления сигнальных систем необходимы четыре этапа:
1) Этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция, появляется в течении первого месяца жизни.
2)Этап, при котором на словесный раздражитель появляется непосредственная ответная реакция, возникает во втором полугодие жизни.
3)Этап, при котором на непосредственный раздражитель возникает словесная реакция, развивается в начале второго года жизни.
4)Этап, при котором на словесный раздражитель есть словесная ответная реакция, ребенок понимает речь и даёт ответ.

Взаимодействие двух сигнальных систем:
Физическая структура знака не зависит от объекта, который он обозначает. Одни и те же явления, предмет, мысль могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках.
Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов — в письменной).
С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.

Заключение.
Для выработки сигнальных систем необходимы:
1)Способность выработки условных рефлексов на комплекс раздражителей;
2)Возможность выработки условных рефлексов;
3)Наличие дифференцировки раздражителей;
4)Способность к обобщению рефлекторных дуг.

Таким образом, сигнальные системы-основа для высшей нервной деятельности, которые сложны по своей структуре и работе.

Впервые идеи о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга, составляющих основу поведения челове­ка, были изложены И. М. Сеченовым. Развивая эти представления, И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Он доказал, что в подкорковых ядрах, мозговом стволе, спинном моз­ге осуществляются врожденные рефлекторные реакции, а в коре большого мозга нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни человека в результате сочетания множест­ва воспринимаемых корой раздражений.

Установлено, что у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутрен­него состояния организма, при соответствующих условиях возни­кает безусловное или условное торможение, наблюдаются ирради­ация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, дина­мическая стереотипия и т. д. Производится анализ и синтез сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов и составляющих пер­вую сигнальную систему. В процессе социального разви­тия у человека появилась и усовершенствовалась вторая сиг­нальная система, связанная с речью. Способность понимать, а затем и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактиль­ными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Формирование в коре головного мозга временных связей пер­вой сигнальной системы у ребенка, родившегося в срок, начинает­ся уже через несколько дней после рождения. В 7—10-дневном возрасте могут быть выработаны первые условные рефлексы. Со­сательные движения губ младенца появляются еще до того, как сосок груди вложен в рот. К концу 1-го месяца могут быть выра­ботаны условные рефлексы на звуковые, а на 2-м месяце на свето­вые сигналы.

Скорость образования условных рефлексов с возрастом быстро возрастает. Если в месячном возрасте для создания временной связи нужно произвести много сочетаний условного и безусловно­го раздражителей, то в 2—4-месячном для этого достаточно не­скольких сочетаний. Условное торможение у ребенка вырабатыва­ется несколько позже — на 2—4-м месяцах, при этом разные фор­мы торможения появляются неодинаково быстро. Раньше возникает дифференцйровочное торможение, позднее — запазды-вательное. По мере развития ребенка различные виды условного торможения вырабатываются все быстрее.

Первые признаки развития второй сигнальной системы появ­ляются у ребенка во второй половине 1-го года жизни. Если мно­гократно называть и показывать какой-либо предмет, то при сло­ве, его обозначающем, у ребенка на него появляется реакция. Вна­чале появляется узнавание слов, а затем ребенок учится сам называть предметы. Позже он начинает пользоваться приобретен­ным запасом слов для воздействия на других людей. Так, если он хочет взять игрушку, но не может до нее дотянуться, то он назы­вает ее, пока не получит желаемое. Вторая сигнальная система в это время уже становится средством общения.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Пожалуйста, оставьте свое имя и телефон, мы свяжемся с Вами, ответим на все вопросы, поможем подобрать специалиста.