Долгое время считалось, что домики на колёсах для совместных путешествий, которые мы видели в иностранных сериалах и которыми восторгались, неприемлемы для России. Типичная американская мечта – личный вагончик со всеми удобствами, цепляемый к автомобилю. Русским такое разве что во сне присниться может. Но нет же! Времена изменились, и то, что раньше было вне зоны досягаемости, теперь вполне доступно и набирает обороты популярности.
Плюсы и минусы автодомов
В первую очередь, автодом рассчитан на то, чтобы принести владельцу максимум удобств и комфорта. Их используют, в основном, для длительных поездок на природу, к морю, на экскурсию в другие города и даже страны. Внутри автодом оборудован не хуже комфортабельной городской квартиры. Там имеется душ, туалет. Помимо нескольких спальных мест, хорошо оборудованная кухня, оснащённая не только раковиной, холодильником, газовой плитой, но и кофемашиной, микроволновкой, вытяжкой. Само собой разумеется, есть куда подключить телевизор и компьютер.
Электроэнергию автодома получают от солнечных генераторов, а холодильники, в большинстве своём, работают на газу. При понижении температур, такое временное жильё обогревается. Это настоящий жилой блок, в котором можно прожить сколько угодно.
С середины мая по сентябрь всё западное побережье Крыма усеяно такими автодомами-кемперами. Их основной плюс – удобство перемещения. Причём путешествовать можно всей семьёй с маленькими детьми и пожилыми родственниками, не нужно переживать о заказе билетов на транспорт, наличии свободных мест в гостинице, тащить на себе с вокзала на перрон огромный багаж, при этом рискую что-нибудь забыть или потерять.
Но всё же, подобная манера передвижения имеет и свои минусы. Во- первых, цена вопроса. Безусловно, в долгосрочном проекте человек, любящий путешествовать, в конце концов финансово выигрывает, но, всё-таки, поначалу стоит это удовольствие недёшево. Чем комфортабельнее оборудован кемпер, тем больше на него цена.
Существует и ещё ряд недостатков, так называемых подводных камней, этой «американской» роскоши.
Подводные камни домов на колёсах
Путешествие в доме на колёсах приносит только положительные эмоции, но дело в том, что в России этот вид отдыха появился сравнительно недавно, и процесс обслуживания автодомов ещё недостаточно отрегулирован. Кемпер оснащён солнечными батареями, газовым оборудованием и, казалось бы, всем необходимым, но он также нуждается в обслуживании, пополнении запаса воды, слива канализации, очищении биотуалетов. Для этого оборудованы специальные зоны, кемпинги, где трейлер может сделать всё необходимое и продолжить путешествие. В Америке и на Западе встретить по пути такие кемпинги не составляет труда, а в России ещё надо поискать, их пока очень мало. И поэтому, отправляясь в путешествие, нужно узнать заранее, где такие кемпинги располагаются по пути следования, чтобы не возникло проблем.
Ещё одним подвохом автодома в России является то, что дорожные службы ГАИ относятся к такому виду транспорта весьма настороженно.
Почему стоит выбрать прицеп-караван
Выбирая автодом, следует понимать разницу между автодомом-кемпером, где жилое помещение находится в фургоне, а внешне он похож на автобус, и автоприцепом, который присоединяется к автомобилю в виде вагончика. И тот, и другой вариант очень удобны для путешествий, но, в какой-то степени, автоприцеп, называемый ещё караван, является преимущественным. Это связано и с ценой каравана-прицепа, который внутри оборудован абсолютно также, как и автодом-фургон, тот же комфорт, а наличие спальных мест подчас и больше, но стоимость его в разы меньше. Есть даже очень компактные трейлеры-палатки, оборудованные по минимуму.
Другим значительным преимуществом является тот момент, что его можно в любое время отцепить от основного транспортного средства, чтобы временно оно стало более мобильным.
Уровень жизни россиян существенно поднялся за последние несколько десятилетий. Появились новые желания, новые предпочтения, новые возможности. И способ путешествия всей семьёй, практически не выходя из дома, становится всё более и более популярным.
Современные автодома довольно просторны. Здесь есть современный туалет, душ и даже встроенная газовая или электроплита. Данное техническое средство имеет высокий уровень проходимости по бездорожью. Путешествие в автодомах особо популярно в Европе, США и Японии. Есть любители отдыха на колесах и в России. Особо привлекательно путешествие тем, что не нужно зависеть от расписания различного транспорта, меню в придорожных кафе и наличия мест в гостиницах. Россия — такая страна, где есть много красивых и интересных мест, которые было бы хорошо посмотреть. Вид туризма в автомобильном доме обходится недорого, отдых комфортный, а впечатлений очень много. Вы можете путешествовать с друзьями. Для багажа найдется много места. Культура путешествия на автодомах у нас только развивается, но это довольно перспективное направление.
Однажды каждого из нас посещает мысль бросить все и отправиться в путешествие. И лучше, чтобы не в Египет с толпой туристов, а, предположим в Европу с собственным домом – трейлером, с семьей и питомцами, в домашних тапочках, чтобы ехать по дороге мимо гор, лесов и озер, и делать остановки там, где душа пожелает, например в центре Парижа.
Для такого путешествия по европейским странам идеально купить кемпер, его еще называют дом на колесах или автодом. Но кемпер также можно переоборудовать. Компания Кемпер Мастер уже более 10 лет осуществляет переоборудование в автодом.
Главное преимущество, это, конечно — ощущение свободы. Вы вольны ехать куда угодно, останавливаться возле живописных рек или на берегу океана, заезжать в лес или ночевать на лугу среди ароматных лавандовых полей.
Ваш дом всегда с Вами — комфортный ночлег на удобной кровати, со своим бельем; личные вещи, книги, фильмы — все под рукой; кухня, где вы приготовите любимую еду. Ни каких общественных туалетов, душевых в мотелях и персонала роющегося в вашем багаже.
Имея в семье личный автодом, можно круглогодично наслаждаться разнообразием маршрутов, ощутить колорит разных культур и народов от дикой Азии до побережья Атлантики, от пляжного средиземноморья до северной живописной Норвегии.
Исторически сложилось, что автодома создавались для комфортного путешествия и отдыха за пределами городов. Сегодня эта тенденция приобрела больший смысл, теперь в автодоме можно жить, как в смарт-квартире. На борту кемпера есть все необходимое оборудование для уютной жизни: кухня, вода, санузел, газ, электричество и другое. Имея личный автодом Вы всегда можете дооборудовать его различными опциями: солнечными панелями, накрышным кондиционером и т.п.
Задумываясь о покупке автодома многие и не подозревают о возможности переоборудовать свой автомобиль в кемпер. Переоборудование в кастенваген имеет намного больше преимуществ по сравнению с покупкой уже построенного автодома. Весь интерьер и эргономика внутреннего пространства создается с учетом всех Ваших требований и пожеланий. Компания Кемпер Мастер имеет более 10 лет опыта переоборудования в автодома и более 30 эксклюзивных кастенвагенов, которые вышли с под крыла компании. Квалифицированные мастера имеют многолетний опыт путешествий на собственных автодомах и знают, как правильно переоборудовать автомобиль для достижения наибольшего комфорта. При переоборудовании в автодом закупается только оригинальное оборудование от лидеров производства, таких как: Dometic, FIAMMA, THULE, Carbest, truma, Eberspacher, Webasto, Camp4, AL-KO, KNOTT, BRUNNER, Goldschmitt, CBE, GOK, CAN. Все устанавливаемое оборудование сертифицированное в Европе и имеет гарантию. Основываясь на опыте и предпочтениях заказчика подбирается наиболее оптимальное оборудование. Переоборудование автомобиля заключает в себя так же адаптацию автомобиля под наш климат и особенности дорог. При пожелании заказчика автодом может быть дооборудован солнечными панелями для автономного проживания в дали от населенных пунктов.
Заказывая переоборудование в автодом у компании Camper Master Вы получаете индивидуальное решение, которое в точности будет отвечать всем пожеланиям и требованиям. Мастера компании гарантируют высшее качество всех работ и оборудования, ведь репутация компании это лучший показатель деятельности!
Миасский завод спецтехники «ГИРД» создал прототип премиального автодома на базе шасси «Урал-5557» автомобильного завода «Урал». Такая модель, по мнению южноуральских конструкторов, может заинтересовать путешественников, охотников и просто любителей длительных вылазок на природу без потери в комфорте. Даже без внешних источников электроэнергии и воды такой автомобиль позволит пассажиру наслаждаться всеми благами цивилизации — от горячего душа до спутникового TV.
Фургон из пятислойных сэндвич-панелей оснащён окнами и люками с москитными сетками и шторками, крышу со специальным ограждением можно эксплуатировать как охотничью «бойницу» и багажник. Кроме того, в комплектацию входят дизельный генератор, газовые баллоны с подогревом, спутниковая тарелка, светодиодное освещение, веткорезы, электролебёдка и даже палатка с ящиком. Всё это крепится снаружи фургона — снизу, по бокам и на крыше.
Поддержанием комфортной температуры внутри фургона занимаются кондиционер, два автономных отопителя и тосольный отопитель от автономного котла. Дизайнерское решение салона отражает дух современных технологий, а сочетание глянцевых и матовых поверхностей подчеркивают статус интерьера, — говорится в описании дома.
На входе в автодом оборудован шкаф с оружейным сейфом и пультом управления от всех его систем; в кухонной зоне установлены гарнитур со столешницей из искусственного камня, комбинированная газовая поверхность с мойкой и смесителем, электрическая вытяжка, автохолодильник, встроенная микроволновка и бойлер.
Также в автомобиле имеется зона отдыха с четырьмя кроватями, которые трансформируются в два дивана со спинками, столиком, телевизором и саунд-баром, а в санузле с мозаичной отделкой расположены биотуалет и душевая кабина, к которой подключены двухбаковая канализация с подогревом и термостат.
Представители завода утверждают, что предприятие может изготовить похожую машину в любой комплектации, исходя из потребностей заказчика. Стоимость итогового продукта производители назвать не готовы: рассчитываться для каждого случая она будет «индивидуально».
В начале 2022 года популярность стали набирать необычные виды недвижимости: так, CHEL.DK.RU рассказывал о предложении приобрести бункер в Челябинской области за 5 млн руб. Движимое имущество похожего плана, хоть и не спасёт от катаклизмов, позволит с комфортом провести вдали от людей 10 дней, а при возможности дозаправиться — и больше.
Высоковольтная часть проводки обмотана оранжевой тканевой изолентой, к ней я подключаю свой провод с разъёмом для изменения функционала дополнительной розетки на торце шкафа.
Что касается доработок нашей Калифорнии, то здесь у меня изначально было одно важное правило: ничего не резать и не сверлить, все мои вмешательства должны быть полностью обратимы, если вдруг решу вернуть машину в первоначальное состояние. Витая пара оказалась особенно удобна в данном случае, по-другому провести 8 проводов через узкую щель не представлялось возможным.
Если вдруг нужна бОльшая мощность, то в бардачке имеется крохотный преобразователь 12/220 мощностью в 75 ватт, который фактически выполнен в форм-факторе обычной USB-зарядки в прикуриватель, его вполне хватает на зарядное устройство Макбука, ну а больше в машине нам заряжать особо нечего. Ну и прикуриватель в торце шкафа отличается чуть более толстой проводкой, прямым подключением к аккумулятору и предохранителем на 20 ампер, тогда как обычно на подобные розетки ставят 15-амперный.
После чего аккуратно складываю всю свою проводку, закрепляю её хомутами и точно так же оборачиваю куском поролона. Она удобно прячется в небольшой нише кухонного модуля, под ней видны белые салазки для ящика со столовыми приборами, а сверху над ней займёт своё место раковина и газовая плита. Чтобы получить доступ к проводке, раковину придётся снимать, но, к счастью, лазить туда мне ни разу не пришлось.
Долго думал, делать ли дополнительные отверстия под кнопки программирования термостата, но потом пришёл к выводу, что не стоит. Один раз настроил его на 40 градусов, и больше не трогал, ну а если вдруг потребуется что-то изменить, то всегда можно снять крышку корпуса, поддев её тонким ножом.
Если кому интересно, то вот каталожные номера: VAG 7E7 067 273 «Провод электрический» и VAG 7E7 067 841 «Вилка штепсельная» — именно так они отображаются в базе данных. Надо было видеть лица сотрудников «Экзиста», когда они выдавали мне эти артикулы со склада!
Но, как говорится, совершетству нет предела. Так что будет ещё одна часть рассказа, посвящённая полученному опыту и небольшой итоговой «работе над ошибками«.
Совсем неоднозначный автодом был представлен на крупнейшей выставке домов на колесах «Caravan Salon Dusseldorf» в августе 2012 года. Давайте попробуем разгадать замысел конструкторов Adria и понять, что нового и интересного предложили дизайнеры в сегменте самых маленьких домов на колесах. Представляем вашему вниманию Adria Twin S Titan.
Автодом Adria Twin S TitanКемпер Adria Twin S Titan
Концепция Twin S Titan как кемпера маленького, но очень эргономичного, способного вместить в свои скромные габариты почти все плюсы автодома, была представлена компанией Adria еще несколько лет назад. Тогда этой моделью стал миниавтодом Adria 3 WaySpace. Нам посчастливилось застать последний проданный в России дом на колесах этой модели.
миниавтодом Adria 3 WaySpace кемпер Adria 3 WaySpace от «Яхты на колесах»
Для своих очень скромных габаритов, автодом 3WaySpace предлагал целых четыре спальных места! И всё это благодаря раздвижной крыше от компании Reimo, которая всегда славилась своими технологиями переоборудования практически всех марок европейских микроавтобусов в автодома. Шасси Renault Master, бензиновый двигатель, отсутствие санузла, делали этот автодом самым простым в модельном ряду Adria, хотя компактные размеры, маневренность подкупали многих желающих путешествовать налегке. Сказать, что 3WaySpace стал бестселлером, нельзя, но определенную часть аудитории выход этой модели очень порадовал.
Шасси, габариты и прочие обстоятельства
Кемпер Twin S Titan на выставке в Дюссельдорфе К сожалению, автодом 3WaySpace был снят с производства, поэтому многие ждали от Adria некой альтернативы — автодома минимальных размеров, но со всеми удобствами классического дома на колесах. Adria выдержала паузу и, наконец, представила в 2012 году миниавтодом Twin S Titan на выставке в Дюссельдорфе.
Производитель отказался от кузова Renault Traffic, учитывая его основной минус — стоять в таком автодоме во весь рост можно было, только имея этот самый рост, не выше 150 см, либо при поднятой крыше на очень небольшой площади (не то что пройтись по салону). Искать новый фургон для этого проекта не пришлось слишком долго. Выбор остановился на всё том же заслуженном Fiat Ducato, который стал выпускаться для Twin S на еще более короткой колесной базе в 3000 мм.
Автодом на шасси Fiat Ducato — «Яхты на колесах» Автодом на шасси Fiat Ducato — «Яхты на колесах»
Для такого малыша в базовую комплектацию включили минимально возможный дизельный двигатель мощностью 115 л.с, объемом 2000 см3 с механической КПП. При снаряженной массе автодома в 2665 кг, этого вполне достаточно для комфортной езды. При желании, за доплату можно заказать двигатель в 130 или 150 л.с, и роботизированную КПП, что для города, пожалуй, будет весьма актуально. В остальном никаких серьезных отличий от стандартного шасси, на котором производятся другие «твины», в Twin S мы не нашли. По-прежнему здесь передний привод, новые двигатели ЕВРО-5, скромный аппетит — порядка 11 литров дизеля на 100 км (подробному описанию шасси Fiat Ducato будет посвящена отдельная публикация).
Twin S Titan как бизнес-модель
Внутренняя планировка с четким разделением на рабочую зону (раскладной стол, 4 кожаных кресла) и зону для бытовых нужд (кухня и санузел), а также строгая цветовая гамма «Titan», в которой выпускается Twin S, наводят на мысль о бизнес ориентации этой модели. Автодом хорошо приспособлен для совершения деловых поездок и представляет собой удачную вариацию мобильного офиса с широкими возможностями.
В доме на колесах вы можете подключить практически любую офисную технику.
Cтоловая группа здесь может выступать в качестве кабинета или переговорной: специальная дверца отделяет бытовую зону от рабочей, вращающиеся кресла водителя и пассажира свободно поворачиваются в сторону стола.
Столовая группа в Twin SКухонный отсек в Twin S
При этом вы всегда можете пройти в заднюю часть автодома, где располагается холодильник объемом 65 литров, ящики для посуды, мойка, газовая плита. То есть свежий кофе и закуски всегда могут быть под рукой. Настоящий мобильный офис всегда готов к затянувшимся переговорам!
При длительных поездках в вашем распоряжении есть умывальник и душ с запасом чистой воды 50 литров, объем цистерны сточных вод 40 литров.
Санузел: душевая, вращающийся биотуалет2 спальных места
Если необходимо передохнуть или даже остановиться на ночлег, в вашем распоряжении 2 спальных места, которые в Twin S Titan трансформируются из кресел.
Автономное газовое отопление Truma обеспечивает автодом теплом и горячей водой. Дополнительный аккумулятор и газовый баллон позволяет отапливать машину в зависимости от температуры окружающего воздуха до двух суток без подключения внешних источников питания. За дополнительную плату завод устанавливает печь с возможностью обогрева от внешнего источника 220V — TrumaCombi 4E.
Отопление TrumaНесколько видов автономного освещения, шкафчики
Здесь несколько видов автономного освещения: от потолочного до регулируемых светильников над рабочими поверхностями.
Дополнительно, внутри автодома, вы можете установить скрытый от посторонних глаз сейф. И вот перед вами настоящий мобильный офис!
Немного подробностей
Внутренняя высота фургона Fiat Ducato c утепленным полом составила 1900 мм, что позволило спокойно разместить в задней части автодома душевую кабину, которая в условиях ограниченного пространства включила в себя откидной умывальник и вращающийся биотуалет.
Cистема «три в одном»Cистема «три в одном» в автодоме Twin S Titan
На первый взгляд тесновато, но функциональность каждого элемента в санузле не утрачивается, а, наоборот, становится в определенном смысле одним из главных достоинств этого дома на колесах. В данном случае система «три в одном» подошла сюда как нельзя лучше.
Санузел: душ и вращающийся биотуалетСанузел: откидной умывальник, шкафчик
Несколько типов светодиодного освещения, люки в крыше и окна делают салон при небольших габаритах весьма просторным светлым. При этом каждое окно, люки и даже лобовое стекло, имеют специальные шторки, которые прекрасно защитят вас на стоянке или в пути от лишнего света или внимания окружающих. Эргономичная мебель в виде ряда навесных ящиков, шкаф для верхней одежды позволяют удобно разместить багаж.
Планировка автодом Adria Twin SКемпер Adria Twin S
Таким образом, перед нами уникальное инженерное сооружение — автомобиль многоцелевого назначения. Все преимущества автодома перед обычным бизнес-минивэном налицо, ведь такой мобильный офис от Adria способен обеспечить всем самым необходимым сових пассажиров. Со спальными местами, запасом пищи, возможностью принять душ, все ваши путешествия и поездки меняют свой формат и меньше зависят от графиков, расписаний и прочих обстоятельств!
Желающим сэкономить на дальних поездках можно путешествовать своим ходом – например, арендовать автодом. Это настоящая квартира на колесах. Звучит заманчиво. Впрочем, есть нюансы.
Дарья и Ярослав неспроста так радуются покупке старенького минивэна. С тех пор, как они приобрели его несколько месяцев назад, их жизнь круто поменялась.
Теперь это не просто жизнь, а van-life – бесконечное путешествие в самодельном автодоме. По сравнению с поездками в обычном автомобиле – предел комфорта.
«Мне очень важно ходить в душ, мне очень важно следить за своей гигиеной, спать в нормальных условиях, и van-life позволяет это делать», – подчеркивает блогерша Дарья Бакланова.
Спальня и кухня в салоне авто, выносной биотуалет и палаточный душ. Так ребята собираются проехать почти 9 тысяч километров из Владивостока в Москву.
В дороге тратятся только на бензин и еду, в отелях не ночуют, в кемпингах не останавливаются. А скоро на своем приключении планируют еще и заработать, поскольку стали популярными автоблогерами.
А вот другая молодая пара Александр и Елена уже делают деньги на модном увлечении.
Это немного другой вариант автодома: автодом-прицеп. Как видите, кабины водителя в нем нет, то есть сам по себе он не едет, но все остальное на месте, и такое же комфортабельное.
Ребята занимаются еще одним трендовым заграничным понятием – глэмпингом, отдыхом на природе, но не в палатке, а в автофургончике. Его молодые люди сами привозят на место, где пожелали отдохнуть клиенты, а их много: условия заманчивые.
– Две двуспальные кровати, как в отеле. Раковина, туалет, душ. Чисто, уютно, комфортно.
Внутреннее убранство домика от постельного белья до рисунка на кружках молодыми хозяевами бизнеса продумано с любовью. Но это не основное его преимущество.
«Наш дом абсолютно автономный, все, что в нем есть от холодильника, газовой плиты, отопления, нагрева воды питается от газа, – поясняет Александр Горбаченок. – У нас здесь есть два больших баллона, одного газа хватит на непрерывное использование где-то на месяц».
В России глэмпинг, вэн-лайф и караванинг – то же самое, только в промышленных автодомах – быстро входят в моду. В стране уже существуют порядка 180 автокемпингов, где туристы могут сделать привал. Инфраструктура дорог развита не очень, как и сами дороги. Поэтому русские автолюбители ограничены наличием асфальта. Съезжать с федеральных трасс владельцам автодомов не рекомендуется.
«Если заезжаем мы куда-то в лес или рядом нет жилья, или каких-то возможностей обратиться к людям, то это чревато. Действительно, это дорогостоящее транспортное средство, лучше так не рисковать», – призывает руководитель проекта «Развитие объектов придорожного сервиса» Ассоциации автотуризма и караванинга Денис Манько.
Кроме того, российских путешественников ждут и другие трудности: проблемами могут стать очень бытовые вещи: где налить чистую воду и слить отходы. За рубежом это предусмотрено почти на всех автозаправках. А вот у нас на поиск такого места может уйти целый день. Впрочем, для заядлых вэнлайферов это тоже часть приключений, ради которых они и садятся за руль автодома.