Еще недавно в самолете нельзя было включать смартфоны вообще и всех пугали страшными историями, что от включенного смартфона самолет обязательно упадет. Сейчас то говорят, что все можно, то опять запрещают. А как на самом деле? Разбираемся, что делать с гаджетами, когда вы собрались лететь в зимний отпуск.
Что можно брать с собой на борт
Если коротко — практически все гаджеты брать можно. Строгое исключение — тот самый злочастный Samsung Galaxy Note 7. Этот смартфон, выпущенный четыре года назад, имел привычку внезапно взрываться во время зарядки. В итоге он задымился на борту самолета авиакомпании Southwest Airlines, который летел из Луисвилла в Балтимор (США). Самолет вместе с пассажирами пришлось экстренно эвакуировать, и с тех авиакомпании всего мира Galaxy Note 7 к провозу запретили. Вообще, Samsung еще тогда отозвал всю партию смартфонов, а их производство закрыл. Но если у вас по какой-то случайности остался этот старый коварный аппарат — оставьте его лучше дома.
На борту самолета разрешены электронные устройства, слуховые аппараты, кардиостимуляторы, другое медицинское портативное оборудование. Можно брать с собой пауэрбанки, ноутбуки, смартфоны, наушники и всю остальную электронику.
Ограничения накладываются только в объеме ручной клади. Поэтому если вы решили прихватить с собой в салон самолета стационарный ПК с огромным монитором (ну, вдруг вы боитесь сдавать его в багаж), то железный друг может не пройти по весу и габаритам.
В качестве исключения «Аэрофлот» запрещает брать в ручной клади спутниковые телефоны и рации, радиоприемники, игрушки с дистанционным управлением и портативные телевизоры — в общем все то, что в работе подразумевает использование радиосвязи.
Нужно ли брать все?
Если вы беспокоитесь за сохранность и целостность своих гаджетов — берите в ручную кладь все, что хотите.
Если же вы привыкли путешествовать налегке и не любите забираться в самолет с нагруженным рюкзаком, кое-что можно оставить в багаже.
Например, большинство самолетов даже самых бюджетных авиакомпаний уже давно оборудованы индивидуальными USB-портами для каждого пассажира. Поэтому тот же пауэрбанк для зарядки смартфона вам вряд ли пригодится — вы сможете зарядить гаджет от бортового телевизора.
В большинстве авиакомпаний до сих пор нельзя пользоваться связью. Поэтому подумайте: действительно ли на ближайшие часов вам так необходимы планшет или ноутбук?
Как пользоваться гаджетами в полете
Самый главный и волнующий вопрос: что можно включать и как.
До недавнего времени запрет на использование GSM-связи был общим для всех мировых авиакомпаний. Смартфоны нужно было переводить в авиарежим, выключая любой поиск сети, выход в интернет, Wi-fi и Bluetooth. Сначала их нужно было держать полностью выключенными весь полет, потом разграничили какие можно включить, а какие — нет. А в 2014 году Европейское агентство авиационной безопасности EASA сняло запрет на использование электроники на борту и разрешило использовать устройства даже с включенными радиомодулями во время руления.
Почему было нельзя, а потом можно? Раньше навигационное оборудование действительно было несовершенным и ловило любые внешние помехи, работая на одних частотах. Включенные телефоны мешали пилотам связываться с диспетчерами, затрудняли отслеживание самолета во время перелета и искажали показания навигации. Со временем электроника стала современнее, и множество исследований показали, что смартфоны никак не мешают во время полета. Вот запрет и сняли.
Однако постановление EASA носит всего лишь рекомендательный характер, и в итоге авиакомпании вольны сами решать, что разрешать своим пассажирам.
Западные авиакомпании в большинстве своем отказались от запрета на GSM-связь. В самолетах компаний Европы и США телефонами с включенной связью пользоваться чаще всего можно, причем и на взлете, и на посадке тоже. Можно звонить, сидеть в интернете, подключать связь на ноутбуках и планшетах. В общем, никаких ограничений.
В России не все так однозначно, и мы до сих пор в строю перестраховщиков. У нас до 2016 года телефоны на борту вообще нужно было держать строго выключенными совсем. Отдельный вопрос вызывают bluetooth-наушники. Можно ли ими пользоваться или придется весь полет слушать соседей? Вот какие правила у российский авиакомпаний сейчас:
Если все безопасно, то почему нельзя?
Дело в том, что ситуация с теми самыми радиопомехами до конца непонятна. Например, Федеральное управление гражданской авиации США еще в 2006 году не нашло вообще никаких доказательств, что телефоны мешают воздушной навигации. Но школа информатики Карнеги-Меллон в те же годы заявила, что электроника все-таки создает помехи. То же самое подтвердили исследования NASA в 2016 году. Абсолютная безопасность гаджетов с радиомодулями не доказана, и некоторые авиакомпании держат запрет в качестве дополнительной подстраховки. Если хоть какой-то риск есть — от него нужно отказаться.
В то же время, авиакомпании говорят и о внимании пассажиров. Взлет, набор высоты и посадка — самые ответственные и важные моменты во время всего полета. Поэтому часто телефоны и наушники просят отключить для того, чтобы пассажиры смогли услышать и отреагировать на сообщения экипажа и любую чрезвычайную ситуацию. Гаджеты рассматриваются как сильный отвлекающий фактор, и авиакомпании дополнительно перестраховываются для безопасности пассажиров.
Теперь не потребуется выключать Ваш мобильный телефон или планшет во время взлёта и посадки воздушного судна. Вам всего лишь потребуется перевести устройство в режим «Полёт»/отключить сотовую связь и отключить Bluetooth соединение.
Просим Вас ознакомиться с правилами использования электронных устройств во время полёта, чтобы не создавать помех в работе бортовых систем воздушного судна.
Мобильные телефоны/смартфоны, планшеты, электронные книги и игры, цифровые аудио/видеоплееры и другие электронные устройства с функцией обмена данными GSM, можно использовать на борту на всех этапах полёта
в режиме «Полёт»;
Ноутбуки/нетбуки с выключенными функциями Wi-Fi, Bluetooth можно использовать на этапах посадки пассажиров на борт и в горизонтальном полёте.
На время руления, взлёта, набора высоты, снижения и посадки воздушного судна все ноутбуки/нетбуки и электронные устройства большого размера и весом более 1 кг должны быть размещены в ручной клади. Электронные устройства маленького размера рекомендуем разместить в кармане впередистоящего кресла или держать в руках. |
Отказ электронных устройств обычно происходит при использовании и/или зарядке. Вы должны знать об этом и следить за всеми устройствами, которые вы взяли с собой в полёт. Не оставляйте электронные устройства без присмотра во время зарядки. Когда вы не используете устройство, отключите его.
Если устройство издает звуковые сигналы, необходимо использовать наушники. |
Следите за тем, чтобы ваше электронное устройство не упало сбоку сиденья, в случае падения самостоятельно не извлекайте его, пригласите бортпроводника.
На борту воздушного судна запрещено использовать:
- мобильные телефоны/смартфоны, планшеты, у которых отсутствует возможность переключения в режим «Полёт»;
- пейджеры, приёмо-передающие устройства, использующие радиосвязь, в том числе спутниковые телефоны, радиоприёмники, радиопередатчики, переносные рации («Walkie-Talkie»), портативные телевизоры, любительские радиоприёмники, портативные приёмо-передающие радиостанции, устройства/игрушки с дистанционным управлением, беспроводные микрофоны.
Перевести устройства в обычный режим можно после прибытия в аэропорт назначения, полной остановки и открытия дверей самолёта.
Теперь не потребуется выключать Ваш мобильный телефон или планшет даже на этапах взлета и посадки, Вам всего лишь нужно включить на устройстве автономный режим («авиарежим») или отключить сотовую связь.
Электронные устройства, не имеющие функции обмена данными (GSM, Wi-Fi, Bluetooth), слуховые аппараты, кардиостимуляторы, прочее портативное/переносное оборудование, необходимое в медицинских целях (по согласованию с авиакомпанией на этапе бронирования билета) можно использовать на всех этапах полета .
Разрешено с ограничениями
Электронные устройства с функцией обмена данными (GSM, Wi-Fi, Bluetooth) можно использовать на борту:
в автономном режиме (авиарежиме) с выключенными функциями GSM, Wi-Fi, Bluetooth – на всех этапах полета*;
с включенной функцией Wi-Fi – в полете (кроме этапов руления, взлета, набора высоты, а также снижения и посадки воздушного судна) на воздушных судах, на которых предлагается беспроводная система развлечений ;
* На время руления, взлета, набора высоты, а также снижения и посадки воздушного судна ноутбуки/нетбуки и/или другие электронные устройства большого размера и весом более 1 кг должны быть выключены и размещены в ручной клади.
В случае возникновения подозрений о влиянии вышеперечисленных приборов на нормальную работу систем навигации и радиосвязи воздушного судна, командир корабля, с целью обеспечения безопасности полета, имеет право потребовать от пассажиров прекращения использования всех электронных приборов в течение всего полета, за исключением слуховых аппаратов, кардиостимуляторов и другого оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность.
Перевести устройства в обычный режим можно после прибытия в аэропорт назначения и открытия дверей самолета.
Приемо-передающие устройства, использующие радиосвязь, в том числе спутниковые телефоны, радиоприемники, радиопередатчики, переносные рации («Walkie-Тalkie»), портативные телевизоры, любительские радиоприемники, портативные приемо-передающие радиостанции, устройства/игрушки с дистанционным управлением, беспроводные микрофоны использовать запрещено.
Если Ваше устройство издает звуковые сигналы, необходимо использовать наушники.
Мобильные телефоны, планшеты и лаптопы можно использовать на борту только переключенные в режим полета. Приборы без функции режима полета должны быть в течение всего времени их пребывания на борту полностью выключены. Электронные сигареты пассажир должен иметь всегда с собой и не оставлять их в регистрируемом багаже или в ручной клади. Использование электронных сигарет на борту запрещено. Использование других электронных устройств необходимо сначала проконсультировать с бортовым персоналом.
Полные правила по перевозке и использованию электроники найдете здесь.
Smartwings
Поддержка клиентов
Бронирование и регистрация
Часто задаваемые вопросы
- багаж
- Расписание рейсов
- В аэропорту/на самолете
- Плата за дополнительные услуги
- Правила и формы
Please finalise your subscription by following the instructions provided in the e mail we have just sent to the e mail address.
If you do not find the subscription confirmation e mail in your inbox, we ask that you also check your spam and bulk mail folders.
Your Smartwings newsletter subscription has been finalised. Newsletters will be mailed to the e-mail address provided.
Thank you for deciding to stay in touch with us. We will regularly ensure you are among the first people to learn about our special events, favourably-priced tickets and new services.
If you have suggestions, questions or comments regarding our newsletter, we will be happy to receive your feedback.
Do you really want to unsubscribe from the newsletter?
You can take advantage of the option to suspend sending of informational notices to your e-mail address for 90 days by clicking on the following button.
- Newsletters arrive too often.
- I have been receiving uninteresting offers.
- I have stopped using this e-mail box.
- E-mail messages do not display well.
- Other reasons.
We are sorry that you no longer wish to stay in touch with us. Forwarding Smartwings’ newsletters to the submitted e-mail address has been successfully terminated.
Newletter subscription to e-mail address entered for 90 days was successful.
The e-mail address you selected is already subscribing to the newsletter.
An unexpected error occurred. Please try again. If the error recurs, contact us via Contact form.
Да, компания «Аэрофлот» разрешает пользоваться во время полета смартфонами и планшетами, переведёнными в авиарежим.
Как и большинство авиакомпаний. Но у каждой из них правила свои, мы советуем к ним прислушиваться и придерживаться.
На протяжении всего рейса можно пользоваться слуховыми аппаратами, кардиостимуляторами и прочими переносными медицинскими приборами. Не забывайте: их использование должно быть согласовано с перевозчиком при покупке авиабилета.
Ноутбуки, нетбуки и другую технику большого размера нужно выключить и разместить в ручной клади на время взлета, набора высоты, а также снижения и посадки. Их можно использовать во время посадки на борт и в полете с отключенными функциями Wi-Fi и Bluetooth. На борту можно использовать только проводные наушники — Bluetooth-гарнитуры запрещены.
Если появятся подозрения о влиянии этих устройств на бесперебойное функционирование систем навигации и радиосвязи самолёта, командир корабля вправе потребовать от пассажиров прекратить использовать все электронные устройства, кроме кардиостимуляторов и других медицинских приборов.
После приземления и открытия дверей воздушного судна гаджеты можно использовать в обычном режиме.
В последнее время мы получаем от вас много сообщений со всевозможными вопросами. В разделе наших советов путешественникам мы всегда стараемся предоставить точную и подробную информацию по заданной теме или проблеме. У каждого из нас есть телефон, смартфон и другие электронные устройства, которые мы легко можем взять с собой на борт самолета. Во многих случаях использование телефона/смартфона во время полета самолета запрещено, авиакомпании предписывают выключить телефон или включить авиарежим. Итак, каково это, можно ли пользоваться телефоном в самолете, безопасно ли это? Мы ответим на эти вопросы в этом руководстве.
Могу ли я пользоваться телефоном в самолете? Почему нужно выключать телефон в самолете?
В течение многих лет в России и Европе строго запрещалось использовать электрические устройства (телефон, смартфон) на борту самолета во время взлета, посадки и на высоте до 3000 метров. Европейское агентство по авиационной безопасности выпустило постановление, в котором сообщается, что включенные мобильные устройства могут существенно затруднить и нарушить связь между кабиной самолета (пилотами) и диспетчерским пунктом (авиадиспетчерами). В случае значительного затруднения связи при взлете и посадке самолета существовал высокий риск авиационного происшествия. Регламент разрешал использовать внутреннюю сеть Wi-Fi, доступную на самолете, во время полета, если самолет превышает высоту 10 000 метров.
В настоящее время многие авиакомпании не запрещают пользоваться телефоном во время полета. Условием является использование смартфона в автономном режиме — в т. н. «Режим полета». Этот режим отключает возможность совершения внешних вызовов и блокирует передачу данных. Эта опция доступна в большинстве телефонов — просто найдите на своем смартфоне значок самолета, который активирует режим полета. Некоторые авиакомпании предлагают подключение к Wi-Fi на борту самолета, однако обратите внимание, что эта услуга может предоставляться за дополнительную плату.
Пассажиры, находящиеся в аэропорту или рядом с ним, могут пользоваться всеми электронными устройствами, включая телефоны.
Использование электронного оборудования в полете
При посадке в самолет летный персонал попросит вас не использовать никакие электронные устройства во время взлета и посадки. После того как самолет достигнет безопасной и подходящей высоты, вы услышите звук, который позволит вам отстегнуть ремни безопасности и позволит безопасно использовать электронные устройства, которые должны оставаться в режиме полета:
- планшет,
- смартфон, мобильный телефон,
- электронная книга,
- MP3 и MP4 плеер,
- ноутбук.
Зарядка телефона в самолете — можно ли зарядить телефон в самолете?
Во время длительного полета может случиться так, что аккумулятор вашего телефона разрядится. Как зарядить телефон в самолете? К сожалению, в самолете у вас не всегда будет возможность заряжать телефон с помощью вашего зарядного устройства, лучше всего использовать внешний аккумулятор. Перед длительным перелетом стоит обзавестись повербанком большой емкости, который позволит зарядить телефон во время полета. Перевозка повербанка возможна в ручной клади и его разрешено использовать на борту самолета.
Сотовые телефоны создают помехи для бортового оборудования и средств связи – к такому выводу пришло Ведомство гражданской авиации Великобритании, после чего мобильные на борту стали выключать. Произошло это в 1991 году, когда сотовая связь еще не использовалась так широко, как сейчас. В Россию мобильные пришли уже вместе с запретом на них при перелете.
Считается, что это минимизирует риск прерывания связи диспетчера и пилота. А также позволяет пассажирам сосредоточиться на полете: не зря даже устройства, находящиеся в авиарежиме, просят выключать во время взлета, посадки и в зоне турбулентности – в самые опасные моменты перелета.
Во время полета телефон должен быть либо выключен, либо переведен в авиарежим. Даже если просто заблокирован, он все равно ищет сеть и может перекрыть частоту оборудования самолета.
Современные телефоны устанавливают связь на различных частотах, параллельно в устройстве работают другие режимы беспроводной передачи данных, например, блютуз и ИКпорт. Находясь в воздухе, телефон автоматически ищет наиболее удобную для него станцию на земле, посылая многочисленные сигналы по разным направлениям. Это, а особенно когда таких устройств на борту десятки, а то и сотни, реально может вмешаться в отлаженную систему работы электрооборудования самолета. Риск повышается еще больше, когда речь идет о связи пилота и диспетчера. На борту могут не получить значимую информацию, что приведет к аварии.
По этой же причине во время полета нельзя использовать интернет на других устройствах – ноутбуках, электронных книгах, наушниках.
Что такое авиарежим?
Для долгого перелета актуален еще один бонус авиарежима – он экономит заряд батареи.
Кто разрешает пользоваться телефонами на борту?
Многочисленные исследования не подтвердили высокий риск угрозы при работе сотового телефона во время полета. Поэтому с 2013-15 годов некоторые авиакомпании сняли этот запрет. Однако большинство перевозчиков по-прежнему предпочитают свести к минимуму риски и устранить любые потенциальные помехи.
Сейчас каждая авиакомпания сама устанавливает правила использования телефона на борту самолета.
Наиболее лояльны европейские перевозчики. Многие из них дают полную свободу – можно спокойно звонить, переписываться в мессенджерах, пользоваться интернетом. Можно даже провозить в салоне дополнительные аккумуляторы, хотя обычно правила перевозки батарей и аккумуляторов в самолете (ссылка на блог Юнитикет) строгие.
Американские и российские авиакомпании — сторонники авиарежима. Пассажиры могут пользоваться любыми опциями, но не передачей данных.
Что будет, если пользоваться телефоном в самолете?
Если перевозчик запрещает пользоваться телефоном на борту, то за нарушение запрета вам грозит штраф или даже снятие с рейса.
Кроме того, такое неосмотрительное поведение может повлечь за собой сбои в связи команды с землей, что приведет к аварийной ситуации или даже падению самолета.
Интернет на борту самолета
Авиакомпании стремятся сделать перелет более комфортным и не могут не учитывать желание пассажиров воспользоваться интернетом во время перелета. Революционный шаг в этом направлении – установка на борту спецоборудования, которое отвечает за безопасную мобильную связь.
Бортовая мобильная связь не создает помех при обмене данными во время полета.
Первой компанией, которая сделала этот шаг, была Airbus. В 2007 году она внедрила систему OnAir. Позже появилась еще одна подобная система – AeroMobile.
В стандартную комплектацию самолета эта опция не входит. Иногда за ее установку платит перевозчик, иногда – сотовый оператор. Цена мобильной связи на борту, как правило, аналогична роумингу.
Однако учтите, что пользоваться такой связью на протяжении всего полета тоже нельзя. Безопасна она только на уровне 9-12 км. Ниже, а также в опасных зонах – взлет, посадка, турбулентность, использовать телефон все равно запрещено.
Вай-фай в самолете
Если роуминг – не ваш вариант, можно воспользоваться бортовым вай-фаем при его наличии. Эта услуга платная, но некоторые перевозчики предоставляют ее бесплатно пассажирам бизнес-класса. Например, так балует своих вип-клиентов Эмерейтс.