«Яхты на колесах» — команда единомышленников объединенных любовью к автопутешествиям и автодомам. Каждый из нас преодолел десятки тысяч километров по России и странам Европы, умеет управлять и обслуживать автодом, знает особенности путешествий на любые расстояния. Мы копим и развиваем опыт караванинга в России, поддерживаем сообщества путешественников, продвигаем культуру автопутешествий, стараемся сделать путешествия на автодомах доступными широким массам людей.
В 2008 году было учреждено ООО «Яхты на колесах» и был получен статус дилера Словенской компании ADRIA. Основные направления деятельности фирмы это продажа, аренда, сервисное обслуживание автодомов.
Пандемия и все ограничения, связанные с COVID-19 вызвали невероятный спрос на автодома и караваны в Европе.
Здравствуйте, товарищи! В кой-то веки включил по пути на работу радио и услышал рекламу модели Мерседес Спринтер Турист.
Независимо от того, являетесь Вы владельцем или арендатором автокемпера, Вы должны быть хорошо знакомы с правилами обслуживания автодома. Компания «Buerstner» предлагает автодома самого высокого качества. Тем не менее, износ оборудования, каким бы надежным оно ни было, неизбежно.
Залогом продолжительной и корректной работы любого устройства всегда будет грамотная эксплуатация. Поэтому советуем внимательно изучить инструкцию пользования системами кемпера прежде, чем переходить к работе с ними.
Пользователю на заметку
Инструкции «Buerstner» по эксплуатации и обслуживанию автодомов проиллюстрированы, вся информация изложена максимально доступным образом. Брошюра предназначена для объяснения Вам основных принципов работы кемпера, и будет очень полезна в ряде ситуаций. С ее помощью Вы сможете:
- самостоятельно ликвидировать незначительные неисправности;
- грамотно пользоваться системами автодома;
- понимать, корректно ли протекают основные процессы;
- дополнять устройство вспомогательным оборудованием, подходящим для конкретной модели.
Общее понимание аспектов работы Вашего автокемпера поможет избежать наиболее распространенных ошибок его эксплуатации, убережет от траты средств. Так же избавит Вас от необходимости обращаться, без веской на то причины, в сервисный центр.
Соблюдение правил обслуживания автодома, регулярные проверки кемпера в специализированных сервисных центрах и уход за ним, соответствующий времени года, поспособствуют тому, что автокемпер будет исправно работать долгие годы.
Готовимся к зиме
Зимой обслуживание автодома требует особого внимания. Как и в случае с легковыми автомобилями, необходима сезонная смена резины.
Старайтесь всегда использовать качественный антифриз, поскольку замерзание жидкости в системе охлаждения неизбежно приводит к ремонту. Также, в отдельных случаях, незамерзающая жидкость может добавляться в капсулу био-туалета.
В холодное время никогда не будет лишней проверка тормозной системы и подогрева баков с жидкостью.
Если Вы опасаетесь резкого снижения температуры воздуха во время зимнего путешествия, заранее позаботьтесь о том, чтобы бак с водой был защищен теплоизолирующим материалом: это предотвратит возможное замерзание жидкости.
Квалифицированная помощь
Владельцы автодома «Buerstner» всегда имеют возможность обратиться в специализированный сервисный центр с любыми вопросами, касающимися правильного обслуживания кемпера. Наши сотрудники используют в работе оборудование, специально предназначенное для диагностики и ремонта фирменных автодомов «Buerstner».
Если вы берете автодом в аренду, пожалуйста, сообщайте о своих подозрениях, о любых неисправностях – это поможет нам и станет еще одним залогом безопасности сдаваемого в аренду оборудования. Одной из наших ключевых задач всегда будет предоставление Вам качественного и безопасного транспорта для комфортного отдыха.
Управление автодомом для новичков может показаться сложной задачей, но с правильными знаниями и подготовкой этот процесс становится увлекательным и доступным. В этой статье мы представляем подробные руководства и полезные советы, которые помогут новичкам в уверенном управлении автодомом.
Основы управления автодомом для начинающих
Перед тем, как сесть за руль автодома, важно ознакомиться с его особенностями. Автодомы отличаются от обычных автомобилей своими размерами и массой, что требует от водителя особой внимательности и умения обращаться с большим транспортным средством.
Техника вождения автодома для новичков
Вождение автодома требует практики. Важно научиться правильно оценивать габариты своего транспортного средства, особенно при маневрировании в узких местах и при парковке. Также необходимо учитывать повышенный тормозной путь из-за большего веса автодома.
Подготовка к первой поездке на автодоме
Перед первой поездкой на автодоме необходимо тщательно подготовиться. Это включает проверку технического состояния транспортного средства, особенно тормозной системы, шин, освещения и зеркал. Также важно убедиться, что все внутренние элементы автодома надежно закреплены.
Советы по управлению автодомом для новичков
- Начните с коротких поездок: Первые поездки на автодоме должны быть не слишком далекими, чтобы можно было привыкнуть к управлению.
- Практикуйте маневрирование: Освойте маневрирование на пустой парковке или в другом безопасном месте.
- Используйте помощников вождения: Современные автодомы часто оснащены системами помощи при парковке и камерами заднего вида.
Техническое обслуживание автодома для новичков
Правильное техническое обслуживание автодома является ключом к безопасным и комфортным поездкам. Это включает регулярную проверку двигателя, системы отопления и водоснабжения, а также уход за внутренним пространством автодома.
Что нужно знать о безопасности при управлении автодомом
Безопасность при управлении автодомом должна быть на первом месте. Включает соблюдение правил дорожного движения, особенно скоростного режима и дистанции, и использование ремней безопасности. Также важно регулярно проверять системы безопасности автодома, включая пожарные сигнализации и газовые датчики.
Навигация и маршрутизация для новичков в управлении автодомом
Планирование маршрута является важной частью поездки на автодоме. Новичкам следует использовать специализированные приложения и карты для навигации, которые учитывают размеры и особенности автодомов. Они помогут избежать узких дорог, низких мостов и других препятствий.
Как подобрать место для стоянки автодома
Выбор места для стоянки — это еще одно важное умение для водителя автодома. Новичкам стоит отдавать предпочтение специализированным кемпингам и стоянкам для автодомов, где предусмотрена вся необходимая инфраструктура.
Уверенное управление автодомом для начинающих
Управление автодомом для новичков может показаться сложным, но с достаточной практикой и подготовкой это превращается в приятное и захватывающее занятие. Следуя данным инструкциям и советам, начинающие водители смогут уверенно и безопасно управлять автодомом, наслаждаясь уникальным опытом путешествий и отдыха.
Кемпер – не повседневный автотранспорт, он рассчитан на туристические поездки. Его внушительные габариты вызывают определенные опасения у водителей, ранее управлявших лишь обычными легковушками. Рассмотрим нюансы управления автодомом.
Что думают водители, ранее не сидевшие в кабине кемпера? Что впервые оказавшись за рулем машины, водить которую прежде не доводилось, каждому понадобится время на адаптацию. Что каждый вид автотранспорта своеобразен по-своему и дом на колесах – к нему нужно привыкнуть. И они совершенно правы – освоиться с управлением автодома придется. Но для уверенного вождения кемпера или совершения первой поездки с прицепом достаточно нескольких дней – так считают бывалые караванеры.
На что уделить особое внимание
Водитель с достаточным опытом – заметим, что аренда автодома для водителей-новичков (без стажа вождения) недоступна – смогут вести дом на колесах по дороге совершенно свободно. В водительской кабине кемпера нет каких-либо особых элементов управления, обычные коробка-автомат, механический тормоз и руль с гидроусилителем. Главные особенности туристического дома на колесах – его размеры, вес и высота.
Перед началом поездки в автодоме и уже следуя по дороге необходимо выполнять следующие правила:
- настройка зеркал заднего вида «под водителя». Эту настройку следует проводить перед каждой поездкой в кемпере, в обязательном порядке;
- помнить о длине дома на колесах или прицепа-трейлера при выполнении поворотов. Разбежка колеи между передними и задними колесами будет существенно больше, чем при повороте на легковом авто;
- потребности большего времени на торможение и смену полосы движения. Автодом менее поворотлив, чем легковушка;
- полное внимание на парковке. Окно заднего вида в кемпере не поможет управлению парковочным заездом, полагаться придется только на боковые зеркала. Безопаснее обратиться за поддержкой к спутникам, попросив их выйти и помочь совершать маневры задним ходом. Если парковать автодом приходится в одиночку, следует выйти и осмотреть территорию, лишь после начинать маневрирование;
- обязательное пристегивание ремнями безопасности при движении кемпера. «Домашняя» обстановка в доме на колесах создает иллюзию безопасности, когда автомобиль движется. Однако все пассажиры в поездке должны быть размещены на сиденьях и пристегиваться ремнями.
Начинающему караванеру
Прежде, чем погружаться в караванинг полностью – приобретать дома на колесах и самостоятельно выбирать маршруты поездок – попробуйте себя в туристических поездках. Например, арендовать автодом для проверенных путешествий по Европе можно в компании Polarus.
Арендуя кемпер, вы получаете его полностью подготовленным к многодневной поездке. Представитель компании-арендодателя проинструктирует вас, как пользоваться оснащением автодома и как безопасно управлять им, предоставит машину для тест-драйва. После нескольких самостоятельных поездок, освоившись с техникой и снаряжением кемпера, вам будет проще подобрать собственный туристический транспорт.
Использование материалов разрешено
только при наличии активных ссылок на источник.
Для детей старше 16 лет.
Здесь все как в обычной квартире: водоснабжение, канализация, газ и электричество, только в компактном виде.
Давайте разбираться, что к чему на примере нашего Tioga Montara 24ft 1995 г. в., который благополучно довез нас из США в Панаму.
«В автодоме предусмотрен бак для чистой воды. Вместимость нашего была 120 литров . Качает жидкость водный насос, который работает от аккумулятора. Когда открываешь кран или смываешь туалет слышен характерный «дрррр» звук, ибо установлен он прямо под кроватью, также как и бак с чистой водой.
Вода течет в двух умывальниках, душе и унитазе. Утекает это все в два отдельных бака, так называемых для «серой» и «черной» воды. Догадались, что куда? Чистой воды нам хватало примерно на 2 дня .
При этом посуду мыли исключительно «по-европейски». То есть открываешь кран, только для того, чтобы смыть намыленное. Кстати, водонагреватель здесь тоже предусмотрен, но мы его вообще не использовали.
Уровни наполненности всех баков можно проверить нажатием клавиши на панели датчиков над плитой. Но если забылся, вода выйдет из берегов и покажется в душе. Главное не сильно забыться, чтоб она еще из душа не полилась на пол.
Скоро весна, и в условиях, когда выехать в зарубежное путешествие стало сложнее и дороже, многие автовладельцы задумаются о вояжах по России. А раз так, для этого логично приобрести прицеп-автодом. А вот как его оформить и как с ним ездить – давайте разберемся.
На вопрос «как ездить с прицепом-автодомом» многие ответят: так же как с обычным прицепом – и фактически будут правы. Однако в контексте автодома на первый план выходят некоторые особенности, которые для обычного прицепа неактуальны, а потому о них обычно забывают. Их мы выделим особенно тщательно – а пока давайте начнем с базовых забот, которые появляются после покупки кемпера.
Да, регистрировать нужно любой прицеп-автодом, независимо от его массы и габаритов. Согласно ПДД, прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Соответственно, прицеп как транспортное средство имеет ПТС и тоже ставится на учет в ГИБДД. Для регистрации потребуется стандартный пакет документов: ПТС, паспорт, договор купли-продажи и чеки об оплате госпошлин. При постановке на учет владелец автодома получит для него регистрационные знаки.
Многие водители полагают, что любой автодом требует наличия в правах категории BE. На самом деле это не так, и требования здесь те же самые, что и для обычных прицепов. Категория BE не нужна для транспортировки автодома при следующих условиях:
- масса автодома меньше 750 кг;
- масса автодома больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом-автодомом не больше 3,5 тонн.
При превышении показателей, указанных в предыдущем пункте, категория BE все-таки понадобится. То есть, категория BE нужна, если:
- масса прицепа больше 750 кг и больше снаряженной массы автомобиля;
- масса прицепа больше 750 кг, а общая масса автомобиля и прицепа больше 3,5 тонн.
Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и автодома превышает 3,5 тонны, но автодом весит меньше 750 кг. То есть, если легкая «палатка на колесах» прицеплена к тяжелому внедорожнику, и общая масса автопоезда превышает 3,5 тонны, то категория BE все равно не требуется – для нее нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.
Планируя покупку автодома, нужно помнить об ограничениях для водителей на езду с прицепом. Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев. Так что если вы водитель-новичок, то придется ограничиться легкими кемперами массой не более 750 кг, на которые не нужна категория BE. Ну или тщательно подобрать автодом с учетом массы своего автомобиля так, чтобы общая масса автомобиля с прицепом не превышала 3,5 тонны.
Несмотря на то, что прицеп – это транспортное средство, отдельная страховка на прицеп-автодом не нужна. Об этом говорит пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Нет, техосмотр на прицеп-автодом массой до 3,5 тонн тоже не нужен. Об этом говорит часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.
Российские производители автодомов знают технические требования к такой технике, так что при покупке нового кемпера проверить его размеры можно просто для порядка. А вот при покупке крупных трейлеров, особенно из США, стоит учитывать требования Техрегламента Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и автодома не должна превышать 20 метров. Максимальная ширина автодома не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота не должна превышать 4 метра.
В городе дополнительных ограничений по скорости движения с кемпером нет: можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч. Об этом стоит помнить, планируя свое путешествие: скорость движения с автодомом значительно ниже, чем без него, и уж тем более не стоит рассчитывать на возможность слегка превысить, как это часто делают без прицепа. И тяжелый трейлер, и легкая «палатка на колесах» не прощают ошибок, так что превышать с прицепом точно не стоит.
Да, можно. Знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» запрещает только движение грузовиков с прицепами, а также буксировку механических транспортных средств, то есть автомобилей или мотоциклов. А вот водителям легковых автомобилей с прицепом проезд под знак разрешен.
Одна из самых важных особенностей эксплуатации автодомов касается перевозки пассажиров. Многим автовладельцам кажется, что раз автодом создан для людей, то ничего не мешает и перевозить их в нем. А если водители меняются в пути, можно даже поспать на удобной кровати, готовясь к своей поездке. На самом деле перевозка людей в любом автодоме запрещена, как и в любом другом прицепе. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.
Перевозить людей можно только в доме на колесах на собственном ходу – то есть, автомобиле, оборудованном как автодом. Но даже в них перевозить пассажиров можно только в штатных креслах, оборудованных ремнями безопасности.
Езда без категории BE с автодомом, который ее требует, классифицируется как езда без прав. Соответственно, за это предусмотрено наказание по части 1 статьи 12.7. Согласно ей, «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.
Если не зарегистрировать прицеп-автодом в ГИБДД, то наказание за езду с таким прицепом будет тем же, что и за езду на не зарегистрированном автомобиле. Такое нарушение наказывается по статье 12.1 КоАП. Часть 1 этой статьи указывает, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А часть 1.1 предусматривает ужесточение наказания за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».
Вариантов наказания за перевозку людей в прицепе-автодоме два.
Если водитель перевозит в кемпере взрослых людей, то такое нарушение наказывается по части 2 статьи 12.23 КоАП РФ. Она указывает, что «перевозка людей в прицепе-даче влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей».
Если же водитель додумался перевозить в автодоме ребенка, то это уже карается по части 3 той же статьи. Согласно ей, «нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 3000 рублей».
Водители и жара
В комфортных погодных условиях (21–23°C) автомобилист может проехать без снижения концентрации внимания 5–6 часов, по жаре – не больше часа. Чем выше температура, тем сильнее притупляются реакции на предупредительные сигналы о внешних рисках, поступающие в мозг извне. При нагревании воздуха в салоне до 40°C риск ДТП увеличивается на 30 %.
- Выход: даже если авто оборудовано кондиционером, чаще останавливаться в пути минут на 10–15.
Еще одна угроза жаркой погоды – обезвоживание организма, которое тоже понижает скорость реакций и провоцирует крайне опасные для тех, кто за рулем, микроспазмы мышц конечностей.
- Как избежать: перед выездом медики рекомендуют отказаться от замедляющих обмен веществ жирных блюд и сладкого в пользу легкого салата из свежих помидоров или томатного сока.
Не забудьте запастись питьевой водой или морсом и каждые четверть часа освежайте шею, лицо, предплечья прохладной водой.
Первые признаки ухудшения самочувствия – повышенное потоотделение, утрата чувства равновесия, судороги конечностей, слабость, тошнота. Почувствовали за рулем хотя бы один из них – обязательно остановитесь, выйдите и прилягте в тени, пусть даже на газоне, выпейте воды, еще лучше – облейтесь, чтобы охладиться. Обычно этих мер хватает. Если не становится лучше, попросите помощи у тех, кто окажется рядом – водителей, прохожих – или вызовите скорую помощь.
Чтобы уберечь от проблем сердце, водителям в возрасте врачи не рекомендуют садиться за руль, если на улице 30 и больше градусов.
Автомобили и жара
Главная летняя неприятность для автотранспорта – перегрев двигателя по причине выхода из строя системы охлаждения, который вызывают поломки термостата, вентилятора или помпы, протечки охлаждающей жидкости и так далее. Повышают риск перегревания засоренные соты радиатора, бездорожье, включенный кондиционер.
- Как бороться: во время езды следить за температурным датчиком (он должен находиться на отметках ниже 100°C), а в преддверии жаркого периода года позаботиться о профилактике системы охлаждения: очистить радиаторы, проверить срок годности и довести до нормы уровень охлаждающей жидкости.
Не меньшего внимания в жару требуют и тормоза, безотказная работа которых в зной в немалой степени определяется качеством тормозной жидкости. Автоэксперты советуют менять ее с наступлением лета, так как со временем она накапливает поглощенную атмосферную влагу и теряет свои первоначальные свойства, и не пренебрегать рекомендациями изготовителей относительно температуры закипания. Даже если с жидкостью все в полном порядке, избегайте резкого торможения: оно сильно перегревает колодки, и «башмак» не взаимодействует должным образом с диском. Явный признак перегрева колодок – увеличивающееся усилие, которое приходится прикладывать, чтобы выжать тормозную педаль.
Рекомендации профессионалов
Избежать в жару огорчительных поломок транспортных средств и ДПТ помогут советы инженеров и автомехаников ADAC (Всеобщего автомобильного клуба, Германия):
- Замените аккумулятор, который эксплуатируется больше 3-х лет: чем он старее, тем хуже переносит экстремальные температурные нагрузки.
- Систему охлаждения следует проверять минимум раз в два года.
- За год содержание хладагента снижается на 10 %. Несложно подсчитать, что через 3 года кондиционер будет менее продуктивен почти на треть. Ежегодное профилактическое обслуживание и пополнение запаса хладагента обойдется дешевле, чем капитальный ремонт или замена охлаждающего прибора.
- Если машина перегрелась на солнечной стоянке, не включайте кондиционер сразу на максимум. Резкое охлаждение приводит к растрескиванию лобового стекла в месте сколов. Для начала откройте для проветривания все окна, через несколько минут запускайте кондиционирование, плавно понижая температуру. Устроить экспресс-проветривание поможет маленькая хитрость: если полностью опустить одно из передних окон и резко 3–4 раза закрыть и открыть дверцу на противоположной стороне авто, сквозняк быстрее остудит салон.
- Следите за целостностью покрышек и давлением в них. При высоких температурах трещины в шинах могут стать причиной взрыва, чреватого крупной аварией.
- Предохранить от разрушения краску кузова, отделку салона поможет регулярное нанесение жидкого воска и последующая полировка. Лучшее время для мойки – раннее утро и вечер.
- Держите в авто запас чистой воды – для питья и восполнения потери жидкости в радиаторе.
- Не заполняйте топливный бак до предела. В жару горючее расширяется и выливается из переполненного бензобака – малейшая искра вызовет возгорание.
- Если двигатель критично близок к перегреву, включите печку до отказа – это отведет от движка в салон часть тепла.
- Двигатель никак не хочет остывать? Приоткрытый на несколько сантиметров капот обеспечит моторному отсеку более интенсивную вентиляцию.
- Не забывайте поддерживать уровень электролита – чем выше атмосферная температура, тем быстрее испаряется вода, в том числе и из радиатора.
- Помните, что на размягченном зноем асфальтовом покрытии увеличивается тормозной путь и вероятность заносов.
- Если работал кондиционер, не выключайте двигатель немедленно после остановки – слишком высокое давление может вывести из строя систему охлаждения. Выждите пару минут, потом глушите мотор.
Советы опытных автомобилистов
- Красный сектор индикатора температуры – диапазон опасности. Если указатель термометра вошел в него, значит, двигатель на грани закипания и из-под капота в любую секунду может начать вытекать антифриз – самое время принимать меры. Выключайте кондиционер, если его нет, глушите двигатель и дайте автомобилю остыть в тени. Потом долейте охлаждающую жидкость или простую воду.
- Старайтесь не превышать 10-градусную разницу температур «за бортом» и в салоне, иначе велик риск добраться до места назначения с простудой. Направляйте вверх холодный воздушный поток – так он будет охлаждать салон, а не пассажиров и водителя.
- Подберите прохладное место для аптечки и медикаментов – большинство лекарств должно храниться при температуре не выше 25°С, чтобы не превратиться в лучшем случае в бесполезную пустышку.
- Глаза от солнца защитит лайфхак, придуманный пилотами. На лобовое стекло прикрепите тонкий цветной акриловый лист – в нужном положении его удержит статическое электричество. Продаются такие листы в канцелярских и хозяйственных магазинах. Акрил заменит цветная пленка для теплиц, но ее придется фиксировать скотчем.
- Баллончики с аэрозолями и газовые или бензиновые зажигалки прячьте от прямых солнечных лучей, особенно во время стоянок под испепеляющим солнцем.
- На парковке защищайте руль и приборную панель солнцезащитными козырьками, экраном, светлым полотенцем. В крайнем случае подойдут газеты, картон, футболка. Для циркуляции воздуха боковые стекла желательно оставить приспущенными.
- Не оставляйте в запертом салоне детей, пожилых людей, домашних питомцев.
- Проверяйте, не слишком ли горяча обивка кресла перед тем, как усадить ребенка.
- В путешествие надевайте светлую одежду из натуральных тканей и облегченную, но плотно сидящую на ноге обувь – сандалии, туфли с перфорацией.
- За рулем сбрызгивайте открытые участки тела и больше пейте, но не сладкие напитки, а негазированную минералку или обыкновенную воду.
Как выжить без автомобильного кондиционера
Длительная езда с открытыми окнами утомляет шумом и увеличивает расход топлива. Если нет возможности отменить поездку, разбейте маршрут на небольшие участки, чаще давайте отдых себе и машине. Планируйте поездку на утро или вечер. Пейте холодную воду – это подарит ощущение прохлады. Плечи покрывайте мокрым полотенцем – испаряющаяся влага охладит тело.