Дом на колесах, или автодом (часто его еще называют трейлером) — для России до сих пор вещь довольно экзотичная, хотя в Европе и США это довольно популярный способ путешествия и даже постоянно проживания. Попробовать такой вариант, на наш взгляд, точно стоит: это будет полезным и интересным опытом. А вот жить в фургоне постоянно может оказаться не так просто — составили для вас список основных плюсов и минусов такого жилья.
Преимущества, плюсы автодома
Свобода
Конечно, в первую очередь. Вы можете отправиться куда угодно: как у улитки, ваш дом всегда будет с вами. Просыпайтесь в любом месте и сами выбирайте, какой вид из окна у вас будет сегодня!
Недорогие путешествия
Вытекает из первого пункта: гостиница в поездках вам больше не понадобится, да и на билетах можно будет здорово сэкономить (жаль, что автодом не летает!).
Легкость покупки и продажи
Да, не совсем пункт для России — повторимся, у нас такие фургоны пока в новинку — но в Европе и США это очень ликвидный товар. В отличие от обычной квартиры или дома здесь не придется собирать тонну документов, перебирать варианты и районы проживания, тратить деньги на риэлторов и время на оформление сделки.
Дешевые коммунальные услуги
Помимо того, что ваши счета за коммуналку будет очень невысокими, из обязательных государственных налогов вас теперь будет касаться только транспортный — ни налог на землю, ни налог на недвижимое имущество больше не ваши проблемы. Ну, только если не встанете на территории какого-нибудь заповедника…
Минусы дома на колесах
Мало пространства для хранения вещей
Да, даже самые крупные фургоны не такие вместительные, как даже маленькие квартиры и студии. Вещами придется обходиться по минимуму, освоить навык умелого хранения (да и утилизации тоже), оптимизировать использование каждой.
Газ/бензин/дизельного топливо — недешевое удовольствие
Да, на коммунальных услугах («классических») вы сэкономите, но на топливо будете тратиться в разы больше, чем если просто держать автомобиль в городе. Топливо ведь будет уходить не только на движение, но и на отопление, приготовление еды, кондиционирование и т.д.
Слабая звукоизоляция
Да: шум улицы, лай собак, шторм за окном смогут вас побеспокоить гораздо активнее, чем если бы вы были за прочными стенами обычного дома.
Не забывайте про техническое обслуживание!
Помните, что теперь этот автомобиль теперь еще и ваш дом. Он должен быть в идеальном состоянии: и ходовая часть, и колеса, и фары со стеклами — все-все должно работать без накладок, чтобы жизнь в доме на колесах была приятной.
С окончанием теплого сезона многие владельцы перестают эксплуатировать свои автодома и караваны до следующего сезона. Но некоторые продолжают эксплуатацию даже в холодное время года. В этой статье мы разберем, как правильно делать зимнюю подготовку для зимней «спячки» или эксплуатации.
Зимнее хранение. Общие советы
Для всех последующих вариантов хранения в отрицательную температуру необходимо провести общий ряд действий:
- Слить воду из всех накопителей. Это накопительный бак для чистой и серой воды, бойлер, бак для чистой и грязной воды в туалете. В туалет в верхний бочек залить гликоль. Продуть всю систему водопровода;
- Смазать все уплотнители дверей, сервисных люков, крышных люков и окон силиконом. В противном случае материал на морозе может рассохнуться и потрескаться;
- Матрасы и диваны в вашем автодоме состоят в том числе из поролона, в котором есть влага. Перенос этих вещей в теплое место на зиму позволит продлить им жизнь;
- Системы автодома разряжают аккумулятор. Солнечная панель будет не эффективна в условиях отсутствия прямого солнца зимой, а так же неизбежного покрытия крыши снегом. Поэтому аккумулятор желательно хранить в теплом помещении, подзаряжая его раз в несколько месяцев. Помните, что падение напряжение на аккумуляторе ниже 11В — критично.
- Подогрев автодома во время стоянки. Поддерживая плюсовую температуру внутри, вы уменьшаете количество влаги и вероятность образования плесени, но так же уменьшаете срок службы теплоизолирующих материалов стен. Современные производители автодомов дают 5 летную гарантию на теплоизоляционный материал. Сильная разница температур по разным сторонам приводит к ускоренной потери его теплоизоляционных свойств. В идеале температура должна быть одинаковая по обоим сторонам стен, а помещение хорошо вентилируемое. Измерить влажность внутри автодома достаточно просто с помощью стакана с сахаром. Поставьте его на день внутри автодома. Если сахар стал плотным и слипся — значит влаги в вашем автодоме больше чем нужно.
- Иногда можно увидеть сконденсированную влагу между внутренним и наружным окном. Если ее много, это может привести к разрушению окна при замерзании жидкости. Сверху каждого окна по обе стороны есть пластиковый клапан. Его необходимо вынуть. Можно прогреть само окно или дождаться прямого солнца. Влага испарится и выйдет через образовавшиеся отверстия.
Зимнее хранение в гараже
Этот вариант конечно предпочтительнее. В идеале — поддерживать всегда плюсовую температуру внутри помещения. Тогда и зимней подготовки как таковой, автодом не требует.
Жизнь в доме на колёсах для некоторых может стать серьезным испытанием. Да, мы говорим о тех любителях городского комфорта, не представляющих и дня без удобств. Не каждый может оставить комфорт дома и поместить всю свою жизнь в небольшое пространство автодома. Из-за ограниченного свободного места всё, что вы возьмёте с собой, либо упростит вашу жизнь, либо серьёзно усложнит.
По возможности берите только такие предметы, которые имеют много разных вариантов использования.
Если же вы всё-таки не представляете себя без какой-нибудь вещицы с узкой сферой применения, несколько раз подумайте, так ли она вам крайне необходима в путешествии с домом на колесах.
На наш взгляд, все перечисленные ниже вещи способны обеспечить нужный уровень комфорта даже самым требовательным путешественникам.
Система управления электричеством
Сетевые фильтры и системы управления электрической сетью (СУЭС) были разработаны для защиты вашей электрической сети от скачков напряжения, которые могут вызвать короткое замыкание. Также, она защищает ваш RV от других видов проблем в сети.
Починка неисправной электрической сети дома на колёсах может встать в копеечку, поэтому защита её – задача наивысшей важности. Перед покупкой СУЭС вам следует ответить на важные вопросы:
- Ваша сеть – 30А или 50А?
- Ваш автодом уже оборудован защитой сети?
- Хотите ли вы использовать мобильный или встроенный модуль защиты?
Точка доступа Wi-Fi и усилитель сигнала
Большинству из тех, кто отправляется в путешествие в доме на колёсах, рано или поздно понадобится доступ в интернет. Проверить маршрут, узнать прогноз погоды, заглянуть в соцсети или почитать новости — нормальное желание (конечно, если вы не делаете это каждые несколько минут).
Мобильные точки доступа – отличный способ обеспечить себе стабильное подключение к сети куда бы вы ни ехали. Большинство операторов связи предлагают мобильные точки доступа, а многие даже имеют безлимитные тарифы.
Фильтр для воды
Наличие воды – одна из основных потребностей караванера. Там, куда вы направляетесь, может не оказаться качественной питьевой воды, которую можно было бы потреблять прямо из источника. Осадок и продукты жизнедеятельности диких животных могут понизить качество воды.
Возможно, вам стоит задуматься над покупкой и установкой двух фильтров. Первый – внешний фильтр, подключенный к источнику воды и фильтрующий осадок. Он также убирает неприятные запахи и привкус. Второй фильтр устанавливается под раковиной. Этот фильтр убирает любые оставшиеся загрязнения непосредственно перед питьём.
Выравнивающие блоки (подкаты)
Небольшие дома на колёсах и трейлеры не оборудованы гидравлическими домкратами. Это означает, что вы самостоятельно должны выставить уровень вашего дома. Если вы припарковались на холме, или, даже если кажется, что вы находитесь на равнине, вам всё равно нужно будет выровнять свой автодом.
В противном случае возникает целый ряд проблем – двери шкафчиков могут открываться самостоятельно, могут скатываться и выпадать различные предметы.
Холодильник также должен быть выровнен, чтобы правильно работать, поэтому, если вы остановились на неровной поверхности, есть большая вероятность, что ваш холодильник просто перестанет охлаждать продукты.
Поэтому иметь с собой комплект компенсационных клиньев, также называемых подкатами для колес автодома, обязательно каждому автопутешественнику.
Мультиварка
Кухонная утварь легко может занять всё свободное пространство, стоит только расслабиться. Ограниченное пространство заставляет быть предельно избирательным, когда вы думаете, какие предметы брать с собой в автодом.
Мультиварка – важный аксессуар каждой мобильной кухни. Она избавляет вас от необходимости покупки всех этих разных приборов, занимающих пространство.
На рынке есть достойные модели, которые справятся практически с любым видом приготовления пищи в дороге. Мультиварки могут:
- Томить
- Готовить под давлением
- Обжаривать/пассеровать
- Готовить на пару
- Запекать
Чугунная сковорода
Чугунная сковорода весит немало, но несмотря на это она удивительно надёжна и универсальна. Такая сковорода не требует много масла для приготовления, что позволяет сократить запасы. Её теплопроводность предотвращает подгорание пищи и делает приготовление на мощном огне проще.
Антипригарные способности чугунной сковороды возрастают по мере того, как вы используете её. Поэтому, если вы стали обладателем такого полезного инструмента, вам можно не заботиться о покупке новой сковороды ещё долгое время.
Складная посуда
Свободное пространство для хранения – это дорогой ресурс в вашем доме на колёсах. Посуда может легко оказаться самым большим пожирателем пространства в автодоме, занимая непозволительно много места.
Складная посуда позволит оставить всю необходимую утварь и при этом не занимать всё свободное место в шкафах. Вместе с тарелками, плошками и чашками, можно купить также складные кастрюльки и сковородки. Многие из этих предметов также очень лёгкие, а значит не станут для вас обузой, даже если придётся нести их самостоятельно.
Итог
Существуют сотни гаджетов, которые помогут сделать вашу жизнь в доме на колёсах комфортной. Не обязательно владеть ими всеми, чтобы насладиться дорожным приключением.
Обзаведитесь этими аксессуарами в первую очередь, чтобы покрыть основные потребности, и только потом думайте о других гаджетах, если необходимо.
Путешествие на автодоме зимой несколько отличается от летнего. Однако, если вы любите выбираться на природу круглый год, то холодное время года – это вовсе не повод отказывать себе в любимом занятии!
Многие считают, что караванинг существует только летом и не представляют, как можно спать в автодоме, если на улице зима. На самом деле, если ваш автодом или караван хорошо подготовлен, то в нём очень уютно и комфортно жить круглый год, даже если за бортом -25°C, и зимний VanLife доставит вам не меньше удовольствий, чем летний. Но нужно учитывать некоторые вещи, чтобы ничто не омрачило ваш отдых.
Подготовка автодома к путешествию зимой
1. Хорошая теплоизоляция и отопление
Это, пожалуй, основополагающие вещи для комфортного отдыха. Убедитесь, что теплоизоляция вашего автодома или каравана выполнена качественно, и отопление работает исправно. Без этого ночевка может стать настоящей пыткой.
Существует несколько видов автономных отопителей, и каждый выбирает под свой бюджет и потребности. У нас установлен дизельный отопитель со встроенным бойлером, и можем смело вас уверить, что спали мы в -26°C градусов отлично и даже не заметили, что за порогом зима!
2. Термоматы на окна
Через окна автомобиля происходит большая теплопотеря, поэтому использование термоматов зимой просто необходимо. Стоят они не так дорого, конструкция максимально простая (крепятся на присосках), а эффект от них существенный. Кстати, летом они тоже крайне полезны, так как отлично отражают солнечный свет за счет алюминиевой фольги и предотвращают помещение от нагревания. Ну а зимой от появления конденсата и потери тепла.
3. Зимняя резина
Если вы собрались в путешествие на автодоме зимой, то разумеется нужно поменять резину. В некоторых странах, особенно в горной местности, вам ещё понадобятся цепи, но это смотря куда вы едете. В большинстве мест хорошей зимней резины будет вполне достаточно.
4. Коврики для пола и тапки
Казалось бы мелочь, но на самом деле пол в машине практически всегда холодный! Тут на помощь придут коврики, причем любые, главное чтобы подходили по размеру, и старые добрые тапки. Тогда вы сможете с комфортом находится зимой в своем доме на колесах.
5. Вождение зимой
Во-первых, зимой световой день гораздо короче, поэтому на ночевку лучше становиться раньше, пока видно, где вы паркуетесь. Во-вторых, дороги покрыты снегом и льдом, поэтому крайне важно не торопиться, соблюдать дистанцию и ехать согласно погодным условиям. В-третьих, внимательно смотрите, где останавливаетесь на ночлег. Всегда следует избегать лавиноопасных или мест, где могут упасть деревья под тяжестью снега или где-то на обочине, откуда утром будет выехать весьма проблематично.
6. Зимнее топливо
Если вы отправляетесь в холодные края, то не забудьте о зимнем топливе! В холодных странах на заправках оно обязательно есть.
7. Заряжать батареи во время езды
В таких условиях мы стараемся заряжать аккумуляторы максимально при движении, а после остановки пользуемся только светом, автономкой и холодильником. Компьютеры же и прочую технику лучше ставить на зарядку в движении.
8. Система водоснабжения
Если баки с водой установлены внутри автодома, то проблем возникнуть не должно. Однако, стоит помнить, что когда вы уходите, то нужно включать автономное отопление или сливать воду (если оставляете автодом надолго). Так трубы и баки не лопнут при сильных заморозках.
Лайфхак: если температуры не экстремально низкие, то можно попробовать добавить в бак антифриз или соль. Но если холода настали серьезные, то всё же нужно принимать более серьезные меры.
9. Оборудование с собой
Зимой стоит возить с собой лопату, специальные платформы для колёс, чтобы они не проседали в снегу, скребок для стекла, запасную канистру незамерзающей жидкости для омывания стекол, трос и веник. Бывает так, что припаркуешься вечером, а утром машину и не видно! Обязательно смахивайте снег с солнечных панелей или даже накрывайте их на ночь брезентом (если он конечно есть). Главное не использовать скребок, так как панели очень хрупкие, и их запросто можно повредить.
10. Теплое одеяло
Как бы ни банально это звучало, однако теплое зимнее одеяло очень важно для комфортного сна. Даже в сильный мороз мы ставили автономку на ночь не более, чем на 17°C и при этом отлично спали.
Преимущества путешествия с автодомом зимой
Наслаждение зимними видами спорта
Будь то лыжи, горные лыжи, сноуборд или коньки – куда бы вы ни поехали, вам не придется думать о гостинице, ведь дом всегда с собой! А если он ещё и хорошо оборудован, то горячий душ после активного дня – самая приятная часть отдыха. На многих горнолыжных курортах есть специально оборудованные стоянки с электричеством и водой или кемпинги. А возить с собой всё необходимое оборудование и одежду с автодомом не составит труда.
Мало людей и низкие цены
Несомненное преимущество путешествия с автодомом зимой – это наличие свободных парковок и отсутствие людей. Летом припарковаться на побережье моря или найти укромный уголок на озере во многих местах практически нереально, зимой же такой проблемы нет! К тому же цены на всё, как правило, ниже чем летом в высокий сезон, особенно на популярных курортах.
В настоящее время дома на колёсах стали обыденностью. Множество людей предпочитают путешествовать в них по стране. Благодаря домам на колёсах люди имеют возможность не только путешествовать с комфортом, но и не зависеть от наличия мест в гостиницах. Любители природы неделями проживают в таких домах, в окружении красивого пейзажа. Но вот можно ли жить в доме на колёсах круглогодично?
До какой температуры в доме на колёсах можно проживать с комфортом зимой?
Зима — это очень красивое время года. Множество людей предпочитают путешествовать именно зимой, когда нет полчищ насекомых, и можно заняться на природе зимними видами спорта. Но есть и минусы. Основной минус, конечно, это низкая температура снаружи. Для того, чтобы в доме на колёсах было тепло, печка должна работать постоянно.
Как правило, дом обогревается с помощью газа. Газовые обогреватели не только экономны, но и работают автономно. Пассажиры от такого принципа отопления не испытывают никакого дискомфорта, ведь воздух для обогрева берётся снаружи, а не изнутри, поэтому кислород в помещении не сжигается. Газовые баллоны устанавливаются снаружи, не забирая собой пространства.
Альтернативой газовому обогреву является дизельное. Если дом как следует утеплить, то расход газа или дизельного топлива существенно снижается. И можно с комфортом путешествовать даже когда за окном минус двадцать пять градусов и даже ниже.
Как подготовить дом на колёсах к поездкам в зимнее время года?
Перед тем, как отправиться в поездку во время холодов, необходимо тщательно проверить техническое состояние автодома и устранить все неисправности, даже незначительные. Если отопление будет производиться с помощью газа, то следует позаботиться о баллонах с газом, и убедиться, что в наличии есть необходимый запас. Ведь автодом в холодное время отапливается круглосуточно, и запасы газа будут уходить достаточно быстро.
Подводя итоги, можно заметить, что в доме на колёсах можно жить и зимой. Максимальная температура на улице должна быть не ниже двадцати пяти градусов. Если ниже-то на обогрев потребуется потратить огромное количество топлива. В среднем -один баллон на 3-5 дней. Поэтому постоянно при низких температурах жить будет сложно и довольно дорого. Но, как правило, постоянно зимой в домах на колёсах постоянно и не живут. А вот путешествовать одну-две недели можно будет совершенно спокойно.
чаевые
Хотя автодома Они готовы путешествовать круглый год, именно сейчас, когда начинается хорошая погода и у нас больше выходных, когда мы больше передвигаемся на этих машинах. Если ты хочешь наслаждайся поездкой в полной мере, без неприятных сюрпризов по пути важно иметь при себе хорошее обслуживание наших автодомов и проведем капитальный ремонт, прежде чем мы отправимся в путь. Вот несколько советов, как подготовить дом на колесах к празднику!
Механический обзор
Механическая настройка необходима для обеспечения правильной работы нашего автомобиля. Мы должны быть в курсе нормативных требований и, кроме того, провести серию проверок перед отъездом.
- Уровни масла: Замена масла должна производиться в соответствии с рекомендациями производителя, и, кроме того, перед запуском мы проверим правильность уровней.
- Состояние огней: оба положения, перекресток, дорога, задний ход и тормоза, такие как противотуманные фары, поворотники и габаритные огни.
- Шины: Перед началом работы необходимо убедиться, что они в идеальном состоянии. Мы посмотрим на их возраст, износ и давление на них. Выброс во время движения может быть огромной опасностью для транспортного средства такого размера и веса.
- батареи: Если мы остановили автодом на некоторое время, возможно, что батареи в двигателе и в салоне были повреждены, что привело к потере грузоподъемности. Перед отъездом мы постараемся оставить дом на колесах подключенным к сети 220 В, чтобы они могли подзарядиться, и мы проследим, составляет ли их емкость 100% или нам необходимо заменить какой-либо из них.
- ITV в силе: 1 июня вступил в силу новый ITV, который все автомобили должны сдать в соответствующие им даты. В связи с этим были ужесточены штрафы за вождение без действующего законодательства, размер штрафов может составлять от 200 до 500 евро. Поэтому перед тем, как отправиться в поездку, проверьте, действует ли ваш техосмотр и правильно ли вы наклеили соответствующую наклейку на переднее окно.
Установка газа
Правильная работа установка газа Это будет зависеть от того, хорошо ли сработают такие элементы, как «бойлер», который нагревает воду в душе; костры для приготовления пищи; или холодильник, если он трехвалентный. Перед отъездом мы проверим, есть ли в баллонах с пропаном или бутаном газ, откроем установку и проверим все устройства, зависящие от их подачи.
Говоря о газовой установке, следует знать, что, как и в домах, необходимо пройти регулирующая проверка каждые четыре года авторизованным установщиком. В ходе этой проверки подтверждается, что лира цилиндров находится в идеальном состоянии и нигде нет утечек газа. Будьте осторожны, не обновляйте его! В случае аварии, вызванной этой системой, страхование может не покрыть ущерб.
Элементы экстерьера
Также желательно провести хороший уход за внешними элементами, чтобы гарантировать их правильную работу. Эти элементы включают:
- Замки и петли: Петли и замки двери салона и гаража, а также замки безопасности, если они установлены, следует периодически смазывать во избежание ржавчины, заедания и шума.
- Окна и мансардные окна: Если мы не пользуемся ими долгое время, хорошо провести чистку. Для этого мы будем использовать воду и нейтральное мыло, мы не будем использовать другие агрессивные вещества или химическую чистку, так как мы можем поцарапать материал, из которого они сделаны (метакрилат).
- Каучуки и уплотнительные элементы: Мы проверим, что они в идеальном состоянии, так как это гарантирует, что они сохраняют внутреннюю часть автомобиля водонепроницаемой и избегают вибрации и шума.
- уборка: Посещение моечного центра также полезно для нашего автодома, чтобы избавиться от отходов. Мы должны уделять особое внимание крыше транспортного средства, особенно если у нас установлены солнечные батареи, поскольку скопившаяся грязь может снизить эффективность заряда энергии.
Внутри
Внутри автодома удобно проверить исправность электроприборов и других элементов, облегчающих нашу повседневную жизнь.
- Трехвалентный холодильник: Мы запустим его как минимум за 24 часа до поездки, чтобы убедиться, что он остывает должным образом. В противном случае мы удалим внешние решетки, чтобы очистить камин и горелку (всегда с закрытым газом!). Два элемента, загрязнение которых может снизить производительность холодильника или даже сделать его неохлажденным. Также проверим, работает ли он при 200В и 12В.
- Помпа: Необходимо наличие воды на кухне, в кранах для раковины и душа автодома, а также в бачке туалета. Перед тем как отправиться в поездку, убедитесь, что он исправен и передает необходимое давление на краны.
- Пожары: Хорошо провести тщательную очистку очагов пожаров, чтобы удалить возможные остатки грязи, которые накопились и могут заблокировать выходы газа и ухудшить их работу.
- Жалюзи и москитные сетки: они хрупкие и могут сломаться при использовании. Чтобы сделать открытие и закрытие более плавным, мы можем использовать немного вазелина или силиконовый спрей, чтобы они хорошо скользили.
- Депозиты: наконец, резервуары для чистой, серой и черной воды также нуждаются в обслуживании. Лучше всего сделать это перед хранением, если мы собираемся не использовать его в течение длительного времени, но, если мы не сделали этого в то время, перед тем, как вернуться в дорогу, мы также можем это сделать. Для резервуара с чистой водой мы можем использовать раствор хлора (очень осторожно и всегда соблюдая количество производителя в зависимости от емкости нашего резервуара) или очищающие таблетки. Для серого и черного мы можем использовать дезинфицирующую жидкость любого производителя на рынке или, в противном случае, использовать очищающий уксус. Таким образом мы избежим неприятных запахов.
Все эти проверки позволят нам начать приключение с большей безопасностью. И помните, что если вы думаете о том, чтобы присоединиться к миру автодомов и не хотите сталкиваться со всем этим обслуживанием, у вас всегда есть возможность аренды и мы позаботимся о том, чтобы предоставить вам автомобиль, готовый к удовольствию. Посетите наш раздел «Аренда» и свяжитесь с нами, чтобы узнать о наличии дат и транспортных средств.
Связанный пост
Аренда и продажа автодомов с 1986 года
В России караванинг пока не особо распространен. Многие уверены: это очень дорого и проблематично. Но с развитием внутреннего туризма его популярность набирает обороты. Разбираемся, в чем плюсы и минусы домов на колесах
Об авторе: Ю Чэнь Джао, глава европейского отдела продаж компании EcoFlow, мирового разработчика решений в сфере портативной энергетики для домов и кемперов.
Караванинг — это не просто поездка на автомобиле из дома до отеля. Это полноценное путешествие, с остановками в живописных местах, пикниками и прочими радостями кочевой жизни. Но проживать вы будете при этом не в отеле или палатке, а в доме на колесах, где можно спать в своей кровати, готовить на своей кухне и в целом вести привычный образ жизни.
Можно быть автономным и не зависеть от турагентств
Путешествуя, любой человек хочет не только получить море впечатлений, но и по возможности не испытывать при этом неудобства. В туристический сезон большинство отелей на популярных направлениях переполнены людьми, к достопримечательностям стоят километровые очереди, цены на все взлетают. А стоимость международных путешествий дополнительно еще зависит и от курса валют, который достаточно волатилен. Например, из-за ослабления рубля в начале июля зарубежные туры всего за неделю подорожали на 10–12%.
Имея автодом, можно продлить сезон путешествий, подобрать оптимальное время и ехать отдыхать в понравившееся место, когда схлынет основной поток туристов. Не заселяться в гостиницу, от которой обычно все интересное далеко, а планомерно объехать достопримечательности в комфортном для себя режиме. При этом не страдать от неудовлетворительного качества сервиса (на маршруте иногда сложно найти заведения с приличными номерами) и решить проблему с питанием. В автодоме есть все, чтобы жить комфортно, независимо от того, где вы находитесь — в городе, на пикнике или в пустыне. Если говорить о классическом кемпере — автомобиле с жилой зоной на базе микроавтобуса или малотоннажного грузовика, то в нем обязательно будут спальные места, кухня, вода, электричество, туалет, кондиционер и прочие блага цивилизации. Включая отопление, чтобы можно было путешествовать круглогодично.
Бюджетный отдых и новые форматы
По оценкам аналитической компании Mordor Intelligence, путешествие с автодомом позволяет сократить расходы на отпуск в среднем на 55% по сравнению с другими традиционными видами отдыха. С развитой культурой автодомов связана западная традиция, которая сегодня распространяется по всему миру любителями активного отдыха. Тейлгейтинг (tailgating) — это пикник с барбекю и шашлыками на «багажнике автомобиля» во время поездки до какого-либо пункта назначения. Например, места проведения массового мероприятия — футбольной игры или концерта. В подходящем месте — на парковке, в кемпинге, на пляже или просто на свободной площадке — собираются люди, чтобы пообщаться, поесть вкусной еды и в целом весело провести время в компании друзей или новых знакомых.
Не стоит считать, что тейлгейтинг — это просто перекус в ожидании матча или концерта. Это отдельное событие, не менее важное, чем само мероприятие. К нему готовятся заранее, берут с собой оборудование для безопасного приготовления еды, отдыха и развлечений. Пикник продолжается достаточно продолжительное время, до и после мероприятия, иногда на довольно большом удалении от цивилизации, например если тейлгейтинг приурочен к фестивалю сюжетно-ролевых игр. И здесь автодом будет лучшим решением для участия.
Возможность выбора любого направления
Большинство автопутешественников (до 84% опрошенных) предпочитают маршруты с достопримечательностями и проверенными кемпингами продолжительностью не более десяти дней.
В России наличием на популярных маршрутах достаточного количества кемпингов и пунктов технического обслуживания могут похвастаться Башкирия, Калмыкия, Карелия и Хакасия. Однако многим автотуристам не менее интересны Байкал, Алтай, ближнее зарубежье. Они готовы и к более длительным путешествиям.
Какие минусы у автодомов
При длительных путешествиях стоит сразу закладывать затраты на топливо. В сравнении с обычным автомобилем у кемперов и караванов расход бензина в среднем на 20% выше. И если на коротких дистанциях это не так заметно, то при поездке на дальние расстояния может сильно ударить по карману. Помимо этого, большинство автодомов имеют довольно низкую управляемость и проходимость. На любой дороге от водителя потребуется повышенная внимательность и аккуратность. Неприемлема для них и высокая скорость — это просто опасно. Поэтому путешествие может растянуться на более длительный срок, чем вы изначально рассчитывали.
Пока автодом в российских условиях — это скорее «загородный» вариант. Ездить на нем по городу исключительно неудобно, инфраструктура не готова принять такие транспортные средства. Лишний раз сложно перестроиться из ряда в ряд, часто невозможно найти место на парковке. При разработке маршрута стоит учитывать этот момент. Но все минусы забудутся, когда вы остановитесь на природе или в кемпинге. На сегодняшний день автодом — это, пожалуй, один из самых комфортных способов для отдыха на свежем воздухе.
Сколько стоят путешествия в автодоме
До недавнего времени у кемперов был еще один значительный недостаток. В основном это были импортные авто, и новые, с конвейера, стоили примерно как хорошая квартира, а то и выше. Особенно если речь шла о моделях премиум-класса — альковных и интегрированных автодомах, стоимость которых может доходить до нескольких десятков миллионов. С развитием внутреннего туризма российский рынок автодомов существенно расширился. Появились более доступные варианты, в том числе и от российских производителей. Вполне комфортный тревелкемпер сегодня предлагают в среднем за 599 тыс. руб.Но при желании можно найти и еще более бюджетные варианты.
Дополнительно сэкономить можно, если взять компактную модель или даже переделать микроавтобус в кемпер и самостоятельно дооборудовать его техникой, необходимыми предметами обихода и системами. Например, сделать автодом полностью независимым от внешних факторов «электрифицированным» жильем можно с помощью комплекта электропитания, стоимость которого начинается от 700 тыс. руб. и варьируется в зависимости от комплектации и других условий. Это модульная система, для установки которой не потребуется много времени и каких-то специальных знаний. В ней не более четырех модулей — энергостанция и до трех аккумуляторных батарей емкостью 15 кВт·ч, количество которых подбирается под индивидуальные потребности в электроснабжении. Такие комплекты обеспечивают до 18 часов электроснабжения дома на колесах в автономном режиме. Если доукомплектовать систему портативными солнечными панелями, от которых аккумуляторы можно полностью зарядить за несколько часов, можно и вовсе не заезжать в города и кемпинги для подзарядки.
Докомплектация кемперов и прицепов, в принципе, довольно частая история для отечественных «автодомщиков». Некоторые из них отмечают: автономности заводских моделей недостаточно для российских территорий, переезд по которым может занимать 2–3 дня.
Айдос Искаков, руководитель отдела продаж компании EcoFlow в СНГ:
«Современные технологии, в частности использование решений в сфере возобновляемой энергетики, позволяют комфортно и безопасно жить в доме на колесах без пополнения ресурсов в течение достаточно длительного путешествия. Мы надеемся, что в России, особенно в ее туристических регионах, сеть кемпингов скоро станет более развитой. В стране есть большой потенциал по развитию туристической отрасли, и особенно путешествий на автодомах. Россия отличается невероятным разнообразием и захватывающими дух территориями, что делает путешествия по стране привлекательным направлением для искателей приключений и туристов».