Понимая проблему безопасности дорожного движения, педагогический коллектив дошкольного учреждения на протяжении многих лет осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у ребят основ безопасного поведения на дороге.
Особое значение в безопасности детей на дороге имеет заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов. Изучение правил дорожного движения целесообразно начинать ещё в детском саду.
Понимая проблему безопасности дорожного движения, педагогический коллектив Ютановского детского сада «Ромашка» на протяжении многих лет осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром мы знакомим детей с различными видами транспорта, демонстрируем обучающие мультфильмы, проводим беседы, разучиваем стихотворения, читаем рассказы.
В своей работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий большое внимание мы уделяем продуктивной деятельности у детей. У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства, возникают обобщённые способы изображения объектов окружающего мира. Это рисование улиц и дорог, дорожных знаков, аппликации на тему дорожного движения, пластилинография, лепка, моделирование, где в процессе деятельности разъясняются правила дорожного движения и прививаются навыки дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.
В процессе обучения проводятся тематические мероприятия, беседы, дидактические игры: «Покажи такой же», «Найди и назови», «Школа автомобилиста», «Светофор», «Знаки на дорогах», «Внимание, дорога!», «Я шагаю по улице». Упражняться в поиске решения проблемных ситуаций на дороге, закрепление правил поведения в общественном транспорте помогают игровые тренинги: «Правила для пешеходов», «Переходи дорогу правильно», «По дороге в детский сад» и другие. Для закрепления знаний ПДД было организовано обсуждение схем, чертежей, маршрутных карт безопасных дорог к детскому саду и от него, картосхем дворов, где живут воспитанники.
Знания детей закреплялись в ходе подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Стоп!», «Найди свой гараж», «Светофор», «Цветные автомобили», «Мотоциклисты» и другие, в настольных дидактических играх: «Светофор», «Что лишнее?», «В воздухе, на воде и на суше», «Наши друзья – дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Пешеходы», «Водители», «Знатоки ПДД».
Значительное место отводится практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Экскурсии по улице, на которой расположен детский сад, дают возможность детям самим найти опасные места, на которые следует обратить внимание, чтобы избежать травмы или не попасть под машину.
Наш детский сад взаимодействует с сотрудниками ОГИБДД. Всегда интересные и познавательные встречи проходят с инспектором Натальей Гридневой. Дети задают ей вопросы и с интересом слушают ответы специалиста, находя примеры в своей реальной, ещё совсем маленькой жизни.
Педагоги Ютановского детского сада «Ромашка» Валентина Харламова и Елена Рубинская
Безопасная дорога в школу
Начался новый учебный год. Один из первых уроков в школе был посвящен безопасности детей на дорогах. О чем же всегда должны помнить дети – участники дорожного движения и их родители?
Сегодня задача взрослых, и родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые подростки должны выполнять неукоснительно, то есть от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять подросткам, а затем следить за их исполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Каждый раз, выходя с ребенком на улицу, повторяйте ему простые истины дорожной безопасности. Вы помните, какой самый безопасный переход — подземный или наземный? Если нет подземного перехода, можно воспользоваться наземным. Если нет светофора, и переход через проезжую часть дороги никто не регулирует, регулировщиком своего поведения и поведения своего ребенка становитесь вы, уважаемые взрослые!
Конечно, наземный переход более опасный, чем подземный. Подходя с ребенком к дороге, всегда напоминайте ему главное правило безопасности на нерегулируемом перекрестке:
«Мы подошли к дороге. Нам необходимо остановиться, оглядеться, прислушаться. В первую очередь нужно посмотреть налево, так как именно оттуда может двигаться автомобиль, затем направо и снова налево и хорошо прислушаться. Помни, что машину может быть невидно. Но – слышно!»
Научите ребенка различать шумы автобуса, грузового автомобиля, а также шум автомобиля на большой скорости….
«Если видна приближающаяся машина — дадим ей проехать,- продолжаете вы разговор с ребенком. Затем снова посмотрим по сторонам, поворачивая голову и вправо, и влево, чтобы расширить поле зрения и верно оценить дорожную обстановку. Если и машин нет, можно переходить, продолжая внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдем дорогу».
Безопасная дорога в школу – это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями и педагогами в начале каждого учебного года. За лето дети забыли многие навыки безопасного поведения на дорогах. Найдите время им об этом напомнить!
Дорогие ребята!
- Выходя на улицу, каждый из вас становится полноправным участником дорожного движения. Помните, что любая ваша при переходе проезжей части может стоить жизни и здоровья не только вам, но и другим участникам дорожного движения.
- Чтобы не случилось беды, всегда будьте внимательными и острожными на дороге.
- При наличии пешеходного перехода переходите дорогу только в установленном месте.
- Подчиняясь сигналам светофора: на красный и желтый – переход запрещен, загорелся для вас зеленый сигнал – убедитесь в безопасности и только тогда начинайте переходить дорогу.
- В нашей стране правостороннее движение, старайтесь на тротуаре или обозначенном пешеходном переходе придерживаться правой стороны.
- За городом, где нет тротуара, рекомендуется идти навстречу движению транспорта, чтобы вовремя заметить приближающийся автомобиль.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: игры вблизи дорог, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них, неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии самыми эффективными методами.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Однако дошкольники – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
В нашем детском саду работа по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения ведется в двух направлениях, это:
Работа с воспитанниками:
— совместная деятельность взрослого и ребенка;
— организованные формы обучения на занятиях;
— самостоятельная деятельность ребенка;
— реализация программы «Безопасность»;
— экскурсии и наблюдения;
— чтение художественной литературы;
— встречи с инспектором ГИБДД;
— досуги и развлечения.
Работа с родителями:
— анкетирование;
— консультации;
— папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
— совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
— выставка рисунков, плакатов по ПДД.
В каждой возрастной группе есть обучающая зона «Дорожного движения».
1. Наглядный материал:
— транспорт различного функционального назначения;
— дидактические игры по ПДД;
— плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
— видео-диски по ПДД;
— атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
2. Методический инструментарий.
Работа с воспитанниками дошкольного возраста, позволяет сформировать у детей устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах города.
21 декабря в 1-х классах состоялась встреча с инспектором отдела ГИБДД Никуновой О. М. Оксана Маканбековна провела профилактическую беседу по правилам дорожного движения. Ребятам рассказали как правильно переходить дорогу, как вести себя на проезжей части. В конце встречи инспектор пожелала детям быть осторожными, соблюдать правила дорожного движения и беречь себя на дороге.
Встреча с инспектором ОГИБДД
15 ноября обучающихся начальной школы посетила инспектор по пропаганде ОГИБДД МВД России по Талдомскому городскому округу Нукунова О.М., которая напомнила ребятам о необходимости соблюдения ПДД, использования светоотражающих элементов и пожелала безопасных каникул.
В Московской области стартует социальный раунд по безопасности дорожного движения «Один щелчок спасает жизнь!»
> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
Главной целью социального раунда является информирование взрослых участников дорожного движения о важности использования ремня безопасности при поездке в транспортном средстве. Сотрудники Госавтоинспекции и активисты общественных объединений, используя многочисленные коммуникационные каналы, проведут тематические мероприятия, ориентированные на различные возрастные и социальные слои населения.
Беседа с инспектором ОГИБДД
16.02.2023 гимназистов-первоклассников посетила инспектор по пропаганде ОГИБДД МВД России по Талдомскому городскому округу Нукунова О.М., которая напомнила ребятам о необходимости соблюдения ПДД, использования световозвращающих элементов и пожелала безопасных каникул.
Детская дорожная безопасность в зимние каникулы
Новогодние праздники – это время школьных каникул и зимнего отдыха. Родителям в этот период следует уделить особое внимание детской дорожной безопасности. При перевозке детей в автомобиле нужно в обязательном порядке пользоваться специальными удерживающими устройствами. Специалисты также обращают внимание на поездки детей в общественном транспорте. Здесь опасность передвижения связана, прежде всего, с резким торможением, к которому пассажиры не всегда готовы. Если дети самостоятельно передвигаются на общественном транспорте, им нужно разъяснить простые правила. Первое — входить в автобус, троллейбус или маршрутный транспорт можно только после его полной остановки. Второе — находясь в салоне общественного транспорта, необходимо крепко держаться за поручни. Также нельзя отвлекать водителя от управления и открывать двери транспортного средства во время его движения. К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить.
Всероссийская неделя безопасности дорожного движения
> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
В рамках Всероссийской недели безопасности дорожного движения в нашем 4-5-х классах прошла викторина по правилам дорожного движения, мы вспомнили все дорожные знаки и правила безопасного поведения на дороге. Ученицы 6в класса провели «минутку безопасности» и представили презентацию по обучению школьников правилам дорожного движения. Вместе со сказочными героями Василисой Премудрой и Иваном Царевичем ребята вспоминали правила для пешеходов, пассажиров, отгадывали загадки. Ученики 1-3 классов провели «минутку ПДД», поучаствовали в викторине «Условия безопасного поведения». В 7-11 классах прошли классные часы, на которых ребята вспомнили правила поведения на дороге, а в завершении, разделившись на команды, провели викторину по правилам дорожного движения.
Региональный социальный раунд по безопасности дорожного движения «Засветись!»
Одна из наиболее острых тем , которая сегодня требует повышенного внимания органов государственной власти , Государственной инспекции безопасности дорожного движения и широкой общественности , — обеспечение безопасности пешеходов в процессе их участия в дорожном движении . Согласно статистике фактически каждое третье дорожно — транспортное происшествие , которое происходит на территории Московской области , связано с наездом на пешехода . Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно — транспортных происшествий с их участием . Из практики применения световозвращателей известно , что на неосвещенной дороге пешеход без световозвращателя подвергается более чем 8- кратному риску несчастного случая по сравнению с пешеходом , пользующимся световозвращателем . При применении световозвращающих элементов
риск гибели для пешеходов уменьшается примерно на 70%.
Отличительные особенности программы, новизна: особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Особенностью данной общеразвивающей программы являются конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность обучающимся проявить свои творческие способности. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 6-7 классов.
Новизна данной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с последней редакцией утверждённых постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 Правила дорожного движения Российской Федерации (с изменениями на 31 декабря 2020 года), (редакция, действующая с 1 января 2022 года).
Новизна программы «Дорожный эрудит» заключается в возможности учащихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
В целях формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах, повышения качества обучения школьников безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма среди детей и создан клуб «ЮИДД» по изучению правил дорожного движения, профилактики безопасного поведения на дороге.
Отличительная особенность программы — развитие у детей навыков творческого и исследовательского характера, пространственных представлений. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу «от простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Еще одной отличительной особенностью программы является принцип дозированности учебного материала, что предполагает сообщение новой информации небольшими порциями, а вновь полученные знания сразу закрепляются в практической деятельности.
Новизна программы заключается в том, что ее содержание существенно расширено наработками педагога и является практико-ориентированной: дети отрабатывают свои умения и навыков по соблюдению правил дорожного движения на практических занятиях на школьной площадке.
-Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и в транспорте.
-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице по дороге от дома до школы.
Образовательные задачи:
– закрепить знания детей о правилах дорожного движения, строении улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
– научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
– способствовать развитию связной речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Развивающие задачи:
– развивать внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
– стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
– воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
– воспитывать чувство ответственности.
Методы и приемы:
Наглядные : показ, рассматривание.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание, рассказ.
Практические: оформление макета или схемы «Мой безопасный маршрут»
Методы и формы работы:
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
Методы исследования:
- Непосредственная образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы с тематикой ПДД
- Включение в совместную и самостоятельную деятельность детей дидактических, сюжетно ролевых и подвижных игр с тематикой ПДД
- Продуктивная деятельность детей
- Работа с родителями
- Разбор различных дорожных ситуаций, применение полученных знаний на практике
- Использование видеоматериалов по тематике ПДД
Прогнозируемый результат реализации проекта « Дети и дорога» для детей:
– осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
– проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
– умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Цель : определить основные направления работы.
- Постановка проблемы перед детьми: «Для чего необходимо знать Правила дорожного движения?»
- Определить продукт проекта:
а) создание макета улицы;
б) знание Правил дорожного движения;
Основной этап
Тема: «Безопасность на дороге»
Работа с родителями:
Консультации, направленные на актуализацию проблемы дорожной грамотности родителей и детей, а также, необходимости соблюдения ПДД.
Консультация «Мой безопасный маршрут от дома до школы: экскурсия, оформление, составление рассказа с ребенком»
Разработка и размещение в родительском уголке материалов по ПДД.
Анкетирование: «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?», «Я и мой ребёнок на улицах города».
Папки-передвижки: «Дорога на зелёный свет», «Безопасность ребёнка в машине».
Работа с детьми:
Непосредственная образовательная деятельность :
– «Транспорт нашего города»
Продуктивная деятельность:
– рисование «Улицы города», «Пешеходный переход», «Мой транспорт»
– конструирование из бумаги «Мой друг – светофор»
Лепка (пластилинография) – «Дорожный знак»
Чтение художественной литературы:
– Н. Носов «Автомобиль»
– С. Михалков «Светофор», «Моя улица», «Шагая осторожно»
-Я. Репин «Дорожная азбука»
– С. Волков «Про правила дорожного движения»
– Г. Демыкина «Песенка дорожных знаков»
– А. Сидорова «Правила дорожного движения для детей»
Дидактические игры:
– «Лото «Дорожные знаки»»
– «Внимание, дорожный знак»
– «Узнай по описанию»
Подвижные игры:
– «Пешеходы и автомобильчики»
Сюжетно-ролевые игры:
– «Путешествие в Цветочный город»
– Придумывание дорожных ситуаций
Просмотр мультфильма «Азбука безопасности Смешариков».
Совершенствование предметно-развивающей среды:
- Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Улица»: изготовление атрибутов для мед. осмотра водителей; для бензозаправочной станции (колонка, циферблат, шланг).
- Изготовление макета светофора.
Заключительный этап:
- Выставка рисунков для родителей «Я – послушный пешеход»;
- Презентация работ «Мой безопасный маршрут в школу»
- Досуг «Знатоки правил дорожного движения»
Итоги проектной деятельности
– освоение проектного метода;
– повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
– повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
– ознакомление с безопасным маршрутом от дома до школы;
– проявление дисциплинированности, самостоятельности в соблюдении правил поведения на улице и в общественном транспорте;
– умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
– тесное общение с ребенком в ходе проведения прогулок от дома до школы, сотрудничество в ходе изображения маршрута, подготовке к рассказыванию по плану;
– налаживание партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации п резентации работ «Мой безопасный маршрут в школу»