В повседневной жизни человек, как правило, вполне может самостоятельно обеспечить собственную безопасность. Для этого нужно всего лишь знать и соблюдать общеизвестные правила, которые нам разъясняют, начиная с детского сада. Но порой человек не в силах противостоять опасности и тогда он уверен, что государство придет на помощь. Однако не все знают, что должно делать государство для защиты своих граждан, а в чем заключаются обязанности самих граждан в этом вопросе.
В нашей стране ответственность за обеспечение защиты населения при чрезвычайных ситуациях и во время военных конфликтов возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к решению этой сложной задачи привлекаются другие министерства, ведомства, органы государственной власти разных уровней.
- Применение средств индивидуальной защиты. Это всем известные противогазы и респираторы.
Применение средств индивидуальной защиты
Средства индивидуальной защиты не случайно стоят на первом месте. В случае аварии на химическом или радиационном предприятии именно они помогут предотвратить поступление вредных веществ через органы дыхания в организм человека. Противогазы различного типа защищают органы дыхания от химически опасных веществ, в первую очередь, от хлора и аммиака, а респираторы от радиоактивных веществ. Средства индивидуальной защиты выдаются на специальных пунктах, информацию о которых можно узнать в местной администрации. Противогазы и респираторы администрация может заранее выдать людям, чтобы они хранили их дома. В этом случае необходимо соблюдать условия их хранения. Тогда при сигналах оповещения об угрозе чрезвычайной ситуации, средства индивидуальной защиты используются населением самостоятельно. Кроме того, люди проживающие вблизи химически или радиационно- опасных предприятий обеспечиваются комплектами индивидуальной медицинской гражданской защиты. В комплект входят лекарства для взрослых и детей, помогающие ослабить вредное воздействие от факторов химической, радиационной и биологической угрозы в очагах поражения при возникновении чрезвычайной ситуации. Необходимо помнить, что применять эти медикаменты можно только по назначению медицинских работников.
Защитные сооружения гражданской обороны
Как узнать о возможной или уже наступившей чрезвычайной ситуации, кто проинформирует, что нужно делать, куда идти?
Система информирования и оповещения населения ОКСИОН. Для предупреждения об опасности служит сигнал оповещения гражданской обороны «Внимание всем». Он подается с использованием городских и сельских систем оповещения, громкоговорители которых расположены на улицах, гудков предприятий. В многолюдных местах: на вокзалах, в аэропортах информация размещается на экранах общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН). Для предупреждения жителей отдаленных деревень и поселков используется специальные автомобили, на которых расположены информационные экраны и громкоговорители. Если Вы услышали сигнал «Внимание всем» немедленно включите радио или телевизор и прослушайте информацию о дальнейших действиях. В сообщении могут указываться конкретные улицы и районы, жители которых должны укрыться в защитных сооружениях. Затем поступает один из сигналов: «Воздушная тревога», «Химическая тревога», «Радиационная опасность», «Угроза катастрофического затопления». После получения информации об эвакуации, нужно взять «тревожный чемоданчик» и, не теряя времени, укрыться в ближайшем защитном сооружении.
Стандартный набор «тревожного чемоданчика»:
аптечка первой помощи;
фонарик ручной или налобный и запас батареек к ним;
охотничьи спички,
сухой спирт,
газовые зажигалки (2-3 шт.);
сотовый телефон,
радиоприемник и запас батареек;
универсальный нож;
ремонтный комплект (нитки, иголки и пр.);
запас еды и воды (минимум на 3-е суток);
одноразовая посуда;
средства личной гигиены;
смена нижнего белья и носков.
Необходимо взять с собой средства индивидуальной защиты – противогаз или респиратор, если они хранятся дома. Перед уходом нужно обязательно перекрыть газ, отключить электричество и водопровод, плотно закрыть окна и форточки.
В Новокузнецке ведется постоянная работа по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС). ЧС могут быть как природного так и техногенного характера. Подготовка и обучение горожан в этом направлении проводится под непосредственным руководством специалистов МБУ «Защита населения и территории» г. Новокузнецка.
На днях в Заводском районе начальник отдела по району службы ОБЖ МБУ «Защита населения и территории» Е.В. Тумашов принял участие в проведении разных мероприятий, направленных на профилактику ЧС.
В администрации Заводского района Евгений Васильевич выступил с лекцией по теме «Действия граждан при ЧС различного характера, средства индивидуальной защиты, коллективные средства защиты, оповещение населения при ЧС». Слушателями лекции стали 20 работников администрации.
Далее Е.В. Тумашов вместе с ведущим специалистом отдела предупреждения и ликвидации ЧС службы ОБЖ МБУ «Защита населения и территории» Е. В. Соловьевой в качестве экспертов приняли участие в тренировке по эвакуации в Новокузнецком техникуме пищевой промышленности. Участниками эвакуации (223 студентам и 23 преподавателям) пришлось спасаться от угрозы землетрясения. Как отметили эксперты, замечаний в ходе проведения тренировки не было: все прошло по плану, время тренировки соответствовало нормативному.
В целях подготовки к возможному паводку Евгений Викторович вместе с ведущим специалистом отдела по району службы ОБЖ МБУ «Защита населения и территории» И.В. Морозовой провели комиссионную проверку готовности пунктов временного размещения населения Ш очереди, созданных на базе средних школ № 93 и 102.
По вопросам безопасности звоните по телефонам:
Оперативный дежурный ЕДДС 32-15-15; 32-16-16
с мобильного телефона (при отсутствии денежных средств на счете,
при заблокированной или отсутствующей sim-карте телефона): 112
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием сетей проводного и радиовещания.
Для привлечения внимания перед передачей информации включаются сирены. Это сигнал «Внимание всем!».
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций заготовлены варианты речевых сообщений. Информация передается в течение 5 минут после подачи сигнала «Внимание всем!», возможно трехкратное повторение информации.
КОГОБУ «Служба специальных объектов» напоминает, что услышав звуковой сигнал электросирен, Вам необходимо:
- Включить радиоприемники на частоте работы «Радио России» в УКВ диапазоне (66,92 МГц) или приемники проводного вещания на программе вещания «Радио России»;
- Дождаться поступления речевой информации о сложившейся обстановке и порядке действия, которая прозвучит по окончании звукового сигнала;
- О полученной информации сообщите соседям. Окажите помощь престарелым, детям и больным;
- Подготовить необходимые вещи, документы, продукты питания, отключить газ, электроэнергию ив дальнейшем действовать в соответствии с полученными рекомендациями;
- В течение всего периода ликвидации чрезвычайной ситуации (по возможности) держать постоянно включенными источники получения информации.
В местах, где из-за удаленности не слышно звука сирен и нет громкоговорителей центрального радиовещания, сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ» и речевую информацию будут передавать специальные автомобили оснащенные системой громкоговорящей связи. Речевая информация в каждом случае будет соответствовать угрозе или сложившейся экстремальной ситуации в крае, городе, районе, населенном пункте.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации ЧС.
Граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Граждане Российской Федерации обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Памятка «Правила поведения при эвакуации»
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ ЖИТЕЛЮ ПРИ ЭВАКУАЦИИ :
- Пункт и место временного размещения.
- Способ эвакуации (на транспорте или пешим порядком).
- Пункт посадки на транспорт и маршрут выдвижения к нему, место и время отправки в пункт временного размещения.
Перед тем, как покинуть жилище:
- нужно закрыть окна,
- отключить газ, электричество,
- перекрыть воду,
- убрать продукты из холодильника,
- вывесить табличку с надписью «В помещении (квартире) № ___ жильцов нет».
С собой иметь:
личные документы (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, страховой медицинский полис, документы об образовании, трудовую книжку, сберегательную книжку и т. д.);
- деньги;
- медицинскую аптечку;
- запас продовольствия и воды на трое суток;
- теплые вещи;
- постельные принадлежности;
- предметы личной гигиены;
- другие личные вещи общим весом не более 50 кг (для эвакуируемых транспортом).
Получить и содержать в готовности средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы и др.) или изготовить своими силами ватно-марлевую повязку.
Выполнять все распоряжения должностных лиц эвакоорганов, соблюдать дисциплину и порядок в пункте посадки на транспорт и при следовании в район эвакуации. Оказывать содействие органам охраны общественного порядка и медицинским работникам.
Землетрясение – это естественное явление, которое может возникнуть в разных регионах. Возникновение землетрясений связано с движением тектонических плит, которые составляют земную кору.
В основном землетрясения происходят в результате движения этих плит. Когда они движутся друг на друга, возникает огромное давление. В какой-то момент плиты соскальзывают, высвобождая энергию в виде сейсмических волн, которые мы воспринимаем как землетрясение.
В настоящее время ученые не в состоянии точно предсказывать землетрясения. Существуют методы обнаружения изменения сейсмической активности и деформации в земной коре, которые могут указывать на повышенную вероятность землетрясения, но на основе этих методов нельзя сказать его точное время или место.
Вероятность землетрясения в России зависит от конкретного региона. Некоторые части России, какие как полуостров Камчатка и острова Сахалин, расположены в сейсмически активных районах и подвержены более высокому риску землетрясений. Магадан и Магаданская область лежат в зоне умеренной сейсмической активности.
Общая сейсмическая опасность в России считается от умеренной до высокой. В прошлом страна пережила несколько значительных землетрясений, включая Камчатское землетрясение 1952 года магнитудой 9,0 и Сахалинское землетрясение в Нефтегорске 1995 года магнитудой 7,5.
Необходимо отметить, что землетрясения- это непредсказуемые явления и полностью исключить риск невозможно. Важно быть готовыми к возможным чрезвычайным ситуациям и следовать рекомендациям и указаниям гражданской обороны в случае ЧС.
Заранее необходимо подготовить запас воды и долгохранящихся продуктов (консервы, сухари, сухие завтраки, перекусы). В холодное время года человеку нужно меньше жидкости, чем в жару. Поэтому обычно для лета достаточно 5 литров на одного члена семьи, а зимой – 3 литра. Поддерживайте этот продуктовый запас в соответствующем качестве и количестве.
Также следует заранее положить в отдельное место фонарик, спички, запасные батарейки, свечи. Такие наборы позволят вам быть готовым к экстренной ситуации. Обязательно приобретите радиоприемник, который может работать и без электричества на батарейках.
В доме определите наиболее безопасные зоны, к которым относятся дверные проемы, комнатные углы. Наиболее опасными местами считаются зоны рядом с окнами, балконами и внешними стенами. Обязательно расскажите и покажите своим домочадцам.
Также по правилам поведения после землетрясения нужно иметь в наличии шланги (более 5 м) для подачи воды в случае возникновения возгорания или пожара. Аптечка должна постоянно пополняться. Помимо лекарств с хорошим сроком годности, запаситесь перевязочным материалом, жгутами и бинтами. На видном месте повесьте телефоны всех экстренных служб.
Мебель должна быть устойчивой. В подвешенном состоянии не должны находиться тяжелые предметы интерьера. Обязательно закрепите их дополнительно. Все пути к выходу из помещения в любое время должны быть свободны и открыты. Не ставьте там вещи, которые могут замедлить эвакуацию. Существующие внутренние перегородки также должны быть прочно закреплены к стене и полу.
- Если первые толчки застали вас на первом этаже, немедленно выбегайте на улицу;
- При нахождении на втором и последующих этажах встаньте в угол, образованный капитальными стенами или в проемы капительных стен, возле опорных колонн или в дверных проемах, распахнув двери;
- Прячьтесь под стол или кровать, защитив голову, чтобы не пораниться кусками отлетающей штукатурки, стекла и др.;
- Держитесь подальше от окон и стеклянных перегородок, чтобы не пораниться осколками;
- Не прыгайте из окон или с балконов, если вы живете выше первого этажа;
- Не пользуйтесь лифтом;
- Не выбегайте на лестницу, так как лестница в данном случае – нестойкая конструкция;
- Не рекомендуется находиться в угловых помещениях здания, так как они подвержены более сильному обрушению;
- Не паникуйте сами и пресекайте любые проявления паники у других людей;
- Как только толчки прекратятся, выходите из здания, при этом остерегайтесь падающих предметов, оборванных проводов и других источников опасности;
- Не создавайте давку и «пробки» в дверях;
- После выхода сразу же отойдите от здания подальше, на открытое место;
- Не заходите в поврежденное здание, так как после первого могут последовать повторные толчки;
- Не зажигайте огонь;
- Если первые толчки застали вас на улице, необходимо немедленно отойти как можно дальше от зданий и сооружений, высоких столбов и заборов, которые могут разрушиться и придавить вас;
- При следовании в автомобиле необходимо остановиться в месте, где не будут созданы помехи другому транспорту, открыть двери, чтобы при возможном повреждении автомобиля их не заклинило. Оставайтесь в машине, так как есть опасность получения травмы от падающих предметов.
- Не поддаваться панике;
- Помнить о действиях спасательных служб;
- Постараться определиться в пространстве;
- Не зажигать огня, чтобы избежать взрыва;
- Постараться найти воду;
- Подавать сигналы о себе (стучать железом о железо: по батарее, трубам и т.п.);
- Старайтесь экономить силы.
- Убедиться в отсутствии ранения, если есть возможность, оказать помощь пострадавшим. Тяжелораненых лучше не двигать с места, если им не угрожает крайняя опасность (пожар, обрушение строения и т.д.);
- Освободить людей, попавших в завалы, которые можно легко устранить (разобрать);
- Особо осторожным надо быть при оказании помощи пострадавшим с «синдромом длительного сдавливания». Если им требуется дополнительная медицинская и другая специальная помощь, следует дождаться ее;
- Обеспечить безопасность и успокоить детей, больных и стариков;
- Проверить состояние водопровода, электричества. Если имеется повреждение электролинии и водопроводных сетей, то следует отключить их.
- Необходимо потушить все очаги возгорания. Если это не удается, то немедленно связаться с противопожарной службой;
- Спускаясь по лестнице, следует проверить ее прочность;
- Первые 2-3 часа нельзя входить в здание без крайней нужды, нельзя подходить к явно поврежденным зданиям и входить в них;
- Если возникает необходимость войти в здание – действовать быстро и осторожно, так как предметы могут быть неустойчивы.
Источники: trends.rbc.ru, fireman.club, справочник о приемах и способах защиты в чрезвычайных ситуациях
Изучите и отработайтеnullнавыки подготовки, которые помогут вам реализовать собственные базовые потребности и помочь окружающим при чрезвычайной ситуации.
Предлагаемое задание
Поговорите с детьми о различных видах чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти в вашем регионе, например, о пожарах в доме, лесных пожарах, ураганах, смерчах, землетрясениях или наводнениях. Будьте осторожны, чтобы не напугать детей; помните, что «если вы готовы, то не будете бояться» (Учение и Заветы 38:30).
Вместе с группой разыграйте по ролям поведение при различных чрезвычайных ситуациях. Например:
- Пусть дети лягут и притворятся спящими. Один из руководителей или детей говорит: «Пожарная тревога!» Все дети встают и показывают движениями, как они будут покидать дом: идти шагом, а не бежать; не брать с собой ничего; ползти по полу, если есть дым; встретиться с членами семьи на улице.
- Пусть дети сядут на стулья и притворятся, будто они находятся в школе. Один из руководителей или детей говорит: «Землетрясение!» или «Смерч!» Все дети показывают действия, необходимые при чрезвычайной ситуации в их местности: найти безопасное место; не отходить от своих учителей; оставаться в школе до тех пор, пока не придут родители.
- Пусть дети изобразят, будто они играют дома. Один из руководителей или детей говорит: «Эвакуируемся через пять минут!» Дети выполняют базовые действия при чрезвычайных ситуациях: сохраняют спокойствие; берут набор или вещи для чрезвычайной ситуации (см. Альтернативные варианты); обуваются; встречаются с членами семьи на улице.
Пусть дети возьмут домой список вопросов, которые помогут их семье подготовиться к различным чрезвычайным ситуациям. Например:
- Как мы сможем связаться друг с другом, если окажемся врозь?
- Куда мы отправимся, если наш дом будет поврежден или разрушен?
- Где будет наше место встречи? Где мы должны встретиться, если вдруг окажемся врозь?
- Какие у нас есть пища и вода, если удастся оставаться дома?
- Где мы храним наборы для чрезвычайной ситуации или припасы?
- Нужно ли нам обновить или собрать новые наборы для чрезвычайной ситуации или припасы?
При необходимости изменяйте задания, подстраиваясь под ситуацию таким образом, чтобы каждый смог принять в них участие, включиться и внести свой вклад в общий процесс.
Альтернативные варианты заданий
- При чрезвычайных ситуациях часто требуются, чтобы семьи эвакуировались или оставили дом. Попросите детей перечислить, что им может понадобиться, если придется срочно уйти из дома. Обучите детей тому, как собрать набор для чрезвычайных ситуаций. Если возможно, принесите с собой набор для чрезвычайных ситуаций и поясните, почему в него включены различные предметы и как они используются.
- При некоторых чрезвычайных ситуациях семьи могут оставаться дома, но у них может не быть электричества, газа или проточной воды. Вместе с группой приготовьте простое блюдо, используя только посуду, бытовую технику и продукты для хранения продуктов, которые будут доступны во время такой чрезвычайной ситуации. (Примите во внимание любые проявления аллергической реакции на продукты питания.)
- Объясните детям, как смастерить простое убежище из брезента или одеяла и веревки. Научите их вязать различные виды узлов, при которых веревка будет крепко держаться.
Обсуждение
Предложите детям побеседовать о том, как то, что они узнают, поможет им и другим людям приближаться к Небесному Отцу и Иисусу Христу. Обсуждения могут проводиться до, во время или после занятия и должны длиться всего несколько минут. Можно задать приблизительно такие вопросы:
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 29.06.2024 в ч. 2 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 30.01.2024 N 5-ФЗ). См. будущую редакцию.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
(часть пятая введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
(часть шестая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее — уровень реагирования) — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 417-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
(часть десятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, — это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы — это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)
Критически важный объект — это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)
Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)
Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 119-ФЗ)
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций — это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обыденной жизни все отклонения от обычного, нормального хода событий люди склонны относить к чрезвычайным ситуациям. В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимают обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии,опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
22 октября 2019 года, в добровольческом (волонтерском) центре «Научись спасать жизнь» для учащихся 11 класса МОУ «Средняя школа № 83» г.Ярославля было проведено учебно-методическое занятие.
Главный специалист-эксперт отдела кадров ГУ МЧС России по Ярославской области Федор Овчинников рассказал школьникам о порядке и требованиях, предъявляемых для поступления в ВУЗы МЧС России, где они находятся, как проходит система обучения в образовательных учреждениях МЧС России.
До поступления школьникам необходимо заранее взять направление на обучение. Уже сейчас в отделе кадров можно получить список документов, которые необходимо иметь при поступлении в учебное заведение. Будущим курсантам также нужно будет пройти медицинскую комиссию.
Зачисление на 1 курс в учебные заведения на бюджетную форму обучения проводится по количеству баллов, набранных по результатам ЕГЭ, и дополнительным испытаниям непосредственно в учебном заведении.
Сегодня со школьниками повторили и правила пожарной безопасности. Ребятам рассказали о причинах пожаров и их последствиях.
Затем ребята прошли в гараж боевых машин, где сотрудники ПСЧ №1 рассказали им о предназначении различных пожарных автомобилей и спецтехники, показали многочисленное пожарно-спасательное оборудование. Школьникам рассказали, как проходит тушение пожаров, сколько весит обмундирование огнеборцев, с каким снаряжением чаще всего приходится работать, каким образом спасатели ориентируются на пожаре, если видимость нулевая и всё заволокло дымом.
Подобные мероприятия очень важны. Они способствуют не только повышению уровня знаний правил пожарной безопасности среди подрастающего поколения, но и популяризации пожарно-спасательного дела.
В школе систематически проводятся тренировочные эвакуации учащихся и трудового коллектива.
Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои причины возникновения, характер развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.
По причинам возникновения можно выделить четыре класса чрезвычайных ситуаций:
- природные (стихийные бедствия),
- техногенные,
- экологические,
- социально политические.
Стихийные бедствия могут возникать в результате воздействия атмосферных явлений (ураганы, смерчи, снежные заносы и обвалы), огня (лесные пожары в населённых пунктах, торфяные пожары), изменения уровня воды в водоёмах (паводки, наводнения), изменения в почве и земной коре(оползни, извержения вулканов, землетрясения, цунами).
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.
Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве дорог, плотин, разработке карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т.п.)
К техногенным ЧС относятся аварии на промышленных предприятиях, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых возникли пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность радиационного заражения, химического и бактериального заражения местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых)жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населения и окружающей среде.
Экологические ЧС – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.
К ЧС экологического характера можно отнести: интенсивную деградация почвы и её загрязнение тяжёлыми металламии другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями;кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.
Социально-политические конфликты –крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.
Последствия чрезвычайных ситуаций могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены видом, характером ЧС и масштабами её распространения. Основными видами последствий ЧС являются: разрушения, затопления, массовые пожары,радиоактивное загрязнение, химическое и бактериальное заражение, которые, в свою очередь создают условия, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.
Защита населения Российской Федерации от последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий природного и техногенного характера».
Нельзя забывать, что только за последние 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них ребенок.
Согласно Плану основных мероприятий нашей школы по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, обеспечения пожарной безопасности в образовательном учреждении ежемесячно проводятся учебно-практические занятия по эвакуации сотрудников и обучающихся, в ходе которых отрабатываются возможные варианты действия и пути эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуации.
Проводимые объектовые тренировки позволяют выработать готовность и психологическую устойчивость к действиям в чрезвычайной ситуации, повысить уровень ответственности за жизнь и здоровье, а также совершенствовать навыки в области выполнения требовании гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях.