Часто для учеников школа становится мучением. Причина может быть в том, что школа негативно влияет на ментальное здоровье ребенка. Разбираемся, как этому противостоять и как нужно поддерживать школьников
Типы образовательной среды
Педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» описывает четыре типа воспитывающей среды:
- «Догматическая». В ней главенствует традиция, авторитет, обряд, дисциплина, порядок, добросовестность. Такая среда способствует формированию зависимых (несвободных) и пассивных личностей.
- «Безмятежное потребление». Внешнее благополучие приводит к формированию пассивной личности, для которой работа — исключительно средство для обеспечения удобств. Однако выросших в такой обстановке детей по типологии Корчака можно назвать свободными.
- «Внешний лоск и карьера». В такой среде детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают. На первый план выступают упорство, холодный расчет, тщеславие, хищность, недовольство. Такая среда может сформировать активных, но зависимых личностей, которым зачастую присущи фальшь и лицемерие.
- «Идейная». Она развивает активных, открытых, творческих, свободных личностей с высокой самооценкой. Примером таких сред могут служить, например, творческие группы без авторитарного лидера.
Токсичные школы относятся, в первую очередь, к догматической среде, однако их элементы могут присутствовать и в других средах.
Что такое токсичная школа
Этим термином в переносном смысле описывается школьный климат, негативно влияющий на состояние учащихся и преподавателей.
Токсичность в школе может проявляться в спокойном отношении к оскорблениям и издевательствам со стороны учеников и учителей, стигматизации учеников, которые «недостаточно стараются», давлении на школьников.
Хотя такая атмосфера часто формируется из-за руководства учреждения — директоров и завучей — внести свой негативный вклад могут и другие работники школы, например, уборщицы и охранники.
Чтобы защитить ребенка от негативного психологического влияния школы, важно соблюдать несколько правил:
Не стоит бояться говорить с ребенком
Некоторые родители, хотя и признают, что их ребенок время от времени испытывает психологические трудности, не принимают необходимых мер. Они боятся, что, погрузившись в проблему, могут, например, узнать, что у их ребенка некий медицинский диагноз — в свою очередь, это заставит ребенка столкнуться со стигмой.
Но проблема в том, что предрассудки мешают родителям не только заметить признаки стресса и других серьезных проблем, но и найти путь к их решению.
Школы часто сталкиваются с подобными предубеждениями. Иногда причина кроется в гендерных предрассудках. Например, существует мнение, что мальчикам не нужны разговоры об их чувствах. Роль играют также культурные представления о том, что уместно обсуждать за пределами семьи. Если родители смогут начать говорить с детьми о психическом здоровье, придавая ему такое же значение, как успехам в учебе, это научит ребенка умению принимать поддержку и просить о помощи в случае необходимости.
Учитывать социально-эмоциональное развитие
Социально-эмоциональное развитие (СЭР) — это процесс повышения сознательности, самоконтроля и умения принимать ответственность за собственные решения. Исследования показали, что школьники, которые участвуют в программах обучения СЭР, лучше себя ведут, отлично справляются со стрессом и тревогой, более позитивно относятся к себе и окружающим.
СЭР должно преподаваться как отдельный предмет. На занятиях по нему школьники смогут проговаривать свои чувства, развивать эмпатию, учиться ставить конкретные цели и достигать их.
Обращать внимание на атмосферу в школе
Школьная атмосфера — неотъемлемый фактор будущих успехов ребенка. Когда в ней царит ощущение доброжелательности и уважения по отношению ко всем, ученики видят, что их ценят. Это развивает чувство собственного достоинства, повышает уверенность в себе, позволяет сосредоточиться на учебе и на здоровых отношениях с другими людьми.
По словам Шлунд, один из основных факторов, влияющих на атмосферу школы, — то, как среди школьников поддерживается дисциплина. Есть большая разница между двумя системами: карательными и направленными на обучение и восстановление. Разумеется, СЭР поддерживает только второй подход. К другим факторам относятся:
- уважение особенностей детей со стороны педагогов;
- справедливое отношение учителей к потребностям разных учеников;
- готовность школы к выявлению и устранению психологических травм;
- заинтересованность педагогов в получении обратной связи от учеников;
- поддержка педагогов в обеспечении их собственного психологического комфорта.
Четыре способа борьбы с токсичностью в школе
Скандинавский профессор Дэн Олвеус разработал меры по предотвращению токсичности образовательной среды:
О том, как выстраивать эмоциональную связь с детьми и проявить любовь к ребенку, рассказала медицинский психолог Российской детской клинической больницы Ксения Дементьева. Ее рекомендации опубликовали в телеграм-канале Минздрава России.
Эксперт советует не упрекать ребенка, если тот расстроен. «Ему важно знать, что родитель готов утешить его в любом случае», — уточняется в посте. Детей не надо сравнивать с другими, но можно сравнить с ними самими в прошлом, чтобы показать, какие произошли изменения в лучшую сторону.
В течение дня можно обсудить не только домашние хлопоты и школу, но и то, что произошло с вами, а также поговорить о хобби ребенка.
Следует «исключить критику, направленную на личность ребенка» и предоставить ему возможность осознать, что ошибки и плохие поступки «не делают его плохим».
Психолог рекомендует не игнорировать ребенка. Если родитель устал, то лучше, например, уточнить, можно ли вернуться к разговору позже.
Ксения Дементьева напоминает, что важно весело проводить время вместе: гулять, играть в настольные игры, смотреть фильмы в кинотеатре, готовить.
«Даже когда ребенок неправ, ему важно чувствовать, что он под вашей защитой, что вы на его стороне. При этом вы можете не одобрять его то или иное поведение. Будьте отзывчивыми, сочувствующими и вовлеченными как в жизнь ребенка, так и в свою», — советует медицинский психолог.
В ведомстве отметили, что опыт эмоциональной поддержки очень важен для ребенка и впоследствии он помогает ему быть устойчивее к стрессу и сложным ситуациям.
Детей нельзя наказывать с применением физической силы. «Лучше поговорить и выяснить проблему», — добавили в публикации Минздрава. Нужно отмечать успехи ребенка, в особенности если ему трудно что-то дается. Важно, чтобы ребенок был уверен: родители будут рядом с ним и в то время, когда он уязвим.
«Не запрещайте чувствовать негативные эмоции. Эти чувства есть у каждого. Нужно научиться справляться с ними», — уточняется в посте.
Фразы в духе «ты балбес» и «у тебя никогда ничего не получается» не стоит употреблять в отношении ребенка.
Ксения Дементьева добавила, что нельзя говорить ребенку, что вы его любите, только когда ему ставят хорошие оценки.
Ранее в беседе с РБК Life семейный психолог Виктория Дмитриева отметила, что и ругать за плохие оценки нет смысла. Вряд ли из-за этого ребенок станет лучше учиться. Эксперт рассказала, что есть как минимум два способа, чтобы решить проблему с оценками.
«Первый — договориться со своей совестью и с ребенком, что учеба — это его дело и вы этого не касаетесь. Тогда ребенок должен будет самостоятельно принимать решение по любым ситуациям — как позитивным, так и негативным», — объяснила семейный психолог.
Во втором случае ругать за оценки по-прежнему нельзя, но нужно разобраться, в чем причина, если ребенок стал регулярно получать низкие отметки.
«Одна двойка или тройка — ничего страшного, бывает у любого. Но пять двоек на неделе — это проблема», — поясняет Виктория Дмитриева.
Разговор нужно выстроить аккуратно и с заботой о школьнике.
Эксперт также напомнила, что в школе создаются стрессовые ситуации и дома стресс продолжаться не должен. Ребенок может не вынести давления, и все усугубится.
Психолог фонда «Дорога жизни» Мария Беккер о том, почему важно научить ребенка самостоятельности и как правильно это сделать.
Чему важно научить ребёнка? На мой взгляд — самостоятельности. Я вкладываю в это слово намного больше, чем уметь самому одеваться, есть, ухаживать за собой и т.д.
Давайте сегодня уделим внимание одному из компонентов самостоятельности — психологической устойчивости.
Кто такие психологически устойчивые дети?
Это дети, готовые к сложностям, которые им ежедневно преподносит жизнь. Дети, способные решать проблемы и восстанавливаться после неудач.
Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых.
Но речь ни в коем случае не про железную броню и поведение робота.
- не действуют жестко и не подавляют свои эмоции;
- не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно;
- работают над своей гибкостью, адаптивностью, способностью быстро восстанавливать душевные и физические силы и смело и уверенно раскрывать свой потенциал.
Как помочь ребёнку в формировании психологической устойчивости?
Необходимы три компонента:
- Нужно обучать ребёнка изменять негативные мысли (которые часто являются фантазийными) на более реалистичные;
- Очень важно развивать эмоциональный интеллект. Эмоции не должны контролировать ребёнка, важно, чтобы он мог сам их контролировать;
- И конечно, необходимо демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.
Стратегии формирования психологической устойчивости
Наиболее эффективные стратегии формирования психологической устойчивости у детей:
1. Трудное поведение — плодотворная почва
Работа с трудным поведением ребёнка не должна заключаться в наказании, она должна заключаться в обучении. Рассматривайте плохое поведение вашего ребенка как возможность научить его таким конкретным навыкам как навыки решения проблем, контроль над побуждениями и самодисциплина. Они помогут ребенку вести себя более эффективно даже в тех ситуациях, когда он сталкивается с искушениями, тяжелыми условиями и сложными неудачами.
2. Только на своих ошибках можно научиться
Позвольте ребенку получать важные жизненные уроки, совершая собственные ошибки. Расскажите ему о том, что ошибки являются частью процесса обучения, и поэтому не нужно стыдиться или испытывать неловкость тогда, когда ты сделал что-то не так. Когда это безопасно, пусть наступают естественные последствия ошибок. Поговорите с ребенком о том, как в следующий раз избежать повторения аналогичной ошибки.
3. Не дайте ребёнку утонуть в иллюзорном мире
Дети не могут чувствовать себя психологически устойчивыми, если занимаются самоуничижением, упиваются тревожными мыслями или делают мрачные прогнозы. Учите ребенка уметь утихомиривать свои негативные мысли, думать более рационально и даже позитивно. Оптимистичный взгляд на неизбежные жизненные трудности помогает детям максимально раскрыть свой потенциал.
4. Смотрим в глаза страху
Если ваш ребенок избегает делать то, чего боится, он никогда не получит уверенность в своей способности справляться со стрессом. Если он боится темноты или опасается пробовать что-то новое, помогайте ему мужественно преодолевать свои страхи. Когда дети успешно справляются со своими страхами, они способны с уверенностью выходить за пределы своей зоны комфорта и становиться еще сильнее. Личный пример — залог успеха в данной стратегии.
5. Фрустрация не равносильна травме
Мы инстинктивно стараемся уберечь наших детей от мыслимых и немыслимых опасностей. Но спасение от всех бед только укрепит чувство беспомощности ребёнка. Если он расстраивается по поводу домашней работы по математике или изо всех сил пытается решить спор с другом, позвольте ему испытать определенный дискомфорт и дайте возможность решить проблемы самостоятельно. Дети развивают психологическую устойчивость тогда, когда учатся справляться со своими эмоциями.
6. Сосредоточьте внимание на формировании характера ребенка
Для принятия верных решений детям нужны твердые нравственные ориентиры. Старайтесь прививать ребенку истинные ценности. Создавайте возможности для жизненных уроков, которые будут регулярно подкреплять значение ваших ценностных убеждений. Например, подчеркивайте важность честности и сострадания, а не победы любой ценой. Дети, которые понимают значение моральных ценностей, чаще принимают здравые решения – даже когда другие не согласны с их действиями.
7. Быть благодарным
8. Укрепляйте ответственность
Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но избегайте оправдывания. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.
9. Развивайте эмоциональный интеллект
Развитие психологической устойчивости требует четкого осознания детьми своих эмоций. Не нужно подавлять свои чувства, но необходимо выбирать экологичные способы управления ими. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями, такими как гнев, печаль и страх. Когда дети понимают собственные чувства и знают, как поступать с ними, они становятся лучше подготовленными к решению проблем.
10. Дети — наше отражение
Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.
Психологическая устойчивость — это не только про собственную безопасность, но и про безопасность ваших близких и окружающих их людей.
Понимать и выражать эмоции — не менее важный навык, чем умение читать и считать.
Эмоции — неотъемлемая часть человеческой природы: они помогают реагировать на окружающий мир, оценивать обстоятельства и собственные потребности. Одна из них, имеющая такое же право на существование, как и все остальные — злость. Но правильно переживать это чувство бывает непросто даже взрослым, не говоря уже о маленьких детях, которые еще не научились анализировать свое эмоциональное состояние. О том, как экологично справляться с детской агрессией, спросили Юлию Керецман — практикующего бизнес-психолога и маму четверых детей.
Почему нельзя заставлять ребенка подавлять эмоции
Представим трехлетнюю девочку Машу, которая вдруг начинает плакать и бить кулаками по столу после того, как брат взял ее игрушку.
«Мама, услышав крики, строго говорит: «Маша, перестань кричать! Так делать нельзя!». Девочка испуганно замолкает и сжимает кулачки, пытаясь подавить свои эмоции под давлением взрослого — она учится тому, что ее чувства неприемлемы, надо их скрывать. Ребенок не понимает, почему чувствует злость, как с ней справляться, начинает ассоциировать свои эмоции с негативными реакциями окружающих, боится выразить агрессию, потому что это чревато наказанием. Со временем Маша перестает быть в согласии с самой собой и своими чувствами».
Подавление эмоций у детей имеет целый ряд последствий.
Ребенок начинает ассоциировать свои чувства с негативными реакциями взрослых, что со временем приводит к психологическим проблемам и сложностям в общении.
Малыш может стать агрессивным по отношению к другим детям, домашним животным или даже к себе. Такое поведение — единственный способ выпустить пар.
Ребенок перестает выражать свои эмоции, но внутри остаются незавершенные чувства — малыш переживает еще больше стресса и тревожности.
И, наконец, запрещая ребенку выражать свои эмоции, мы препятствуем развитию у него социально-эмоционального интеллекта, необходимого для коммуникаций с окружающими. Это может привести к сложностям с учебой, работой, построением семьи и дружеских отношений.
Какие фразы мешают детям выражать эмоции
Иногда, сами того не желая, мы можем сказать что-то, что заставит ребенка подавлять агрессию, нанесет вред его эмоциональному развитию. Поэтому следует быть внимательнее к словам и избегать фраз-ловушек.
«Не кричи» или «Не злись» . Эти фразы заставляют ребенка чувствовать себя виноватым за свои эмоции. Вместо того чтобы помочь разобраться в переживаниях, они указывают на то, что эмоции неприемлемы.
«Возьми себя в руки» . Выражение, которое дает ребенку неверное представление о том, что подавление эмоций — это единственный способ справиться с агрессией. А вместо этого малышу нужно учиться распознавать это чувство и управлять им.
«Ты ведешь себя, как младенец» или «Стыдно должно быть!» . Эти фразы негативно влияют на самооценку малыша и создают у него чувство неполноценности.
«Ты большой мальчик/девочка, не плачь» . Подобное утверждение не учит ребенка, что плач — нормальная реакция на стресс или боль, а только усиливает страх перед выражением эмоций.
«Не показывай свои чувства, будь сильным/сильной» . Фразы, которые создают в детях ложное представление о том, что сила заключается в сокрытии эмоций, вместо развития навыков эмоционального интеллекта.
Вместо использования таких фраз мы можем поддерживать ребенка и помогать ему находить здоровые способы выражения и управления своими чувствами.
Как помочь ребенку экологично справиться с агрессией
Юлия Керецман посоветовала пять способов научить ребенка осознавать свои эмоции и экологично проживать даже самые неприятные чувства.
1. Проговаривайте эмоции.
«Важно научить ребенка осознавать свои чувства и правильно их называть. Обсуждайте, что происходит внутри у малыша, когда он злится или расстраивается. Это поможет ему лучше понимать себя и окружающих».
Вы можете делать это в игровой форме — разыграйте сюжет с любимыми игрушками, попросите ребенка нарисовать свои чувства или вместе сочините сказочную историю, в которой он сможет их «проработать».
2. Давайте возможность выразить свои эмоции.
«Позвольте ребенку кричать, если это необходимо, но научите его делать это так, чтобы не наносить ущерб окружающим».
Отличным помощником будет подушка, в которую можно кричать, а еще можно бить или даже кидать ее. В самые «горячие» моменты, когда подушки под рукой нет, можно потопать, как рассерженный слон, порычать, как тигр, или вложить весь свой пыл во фразу «ух, как я злюсь!».
«Также будет полезна прогулка на свежем воздухе или несколько глубоких вдохов и выдохов для успокоения».
3. Будьте примером.
Дети наблюдают за поведением взрослых. Поэтому постарайтесь осознавать свои эмоции в различных ситуациях и реагировать на них здоровым способом. Покажите ребенку на собственном примере, как вести конструктивные разговоры, слушать других и искать компромиссы.
4. Поддерживайте и утешайте.
«Важно, чтобы ребенок знал, что вы всегда рядом, готовы выслушать и поддержать в трудные моменты. Когда малыш делится своими чувствами, старайтесь быть внимательными и понимающими. Например, вы можете сказать: «Я понимаю, что ты чувствуешь себя злым/грустным/испуганным. Иногда испытывать подобные эмоции — нормально. Я всегда здесь, чтобы тебе помочь».
5. Предлагайте активные виды спорта на выбор.
«Спорт — отличный способ избавиться от накопившейся агрессии, физическая активность помогает расслабиться и снизить уровень стресса. Поддержите ребенка в выборе подходящего спорта, где он сможет выплеснуть свою энергию».
Каждый человек уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным.
«Слушайте ребенка, учитесь его понимать — вместе вы сможете справляться со злостью, гневом и другими эмоциями, не навредив ни себе, ни окружающим. Ведь главная цель воспитания — помочь ребенку стать счастливым и эмоционально здоровым взрослым».
Читайте больше статей по психологии и wellness . А все необходимое для спорта вы найдете на сайте Спортмастера . Также заходите в магазины Спортмастер и Спортмастер PRO , где вас проконсультируют наши эксперты.
Независимо от того, хорошо ли вы и ваш ребенок подросткового возраста ладите между собой или у вас с ним все же есть проблемы, крайне важно демонстировать ему ваши любовь и поддержку, а также вашу готовность помочь ему пережить трудные периоды жизни и в любой момент прийти на помощь.
Ниже представлены четыре совета, которые следует помнить, начиная с ребенком разговор из серии «как дела?», и показывать подростку, что вы всегда рядом.
1. Поощряйте подростка делиться своими чувствами
- Ищите способы общения с подростком. Спрашивайте, как прошел его день и чем он занимался. Можно предложить ему присоединиться к какому-либо совместному делу, например к приготовлению обеда, и тогда у вас будет возможность поболтать о том, чем был заполнен прошедший деь.
- Напоминайте подросткам о том, что вы всегда рядом, несмотря ни на что, скажите, что хотели бы узнать, что они переживают и о чем думают. Несколько простых ободряющих слов помогут им чувствовать себя более комфортно, когда они делятся своими чувствами с вами.
- Важно осознавать и понимать те эмоции, которые подростки могут испытывать, даже если при этом они чувствуют себя не очень комфортно. Когда подросток открывает вам душу, то уместно будет поддержать его такими фразами, как «Я понимаю. » или «Да, ситуация непростая. », или «В этом есть смысл!».
- Легко можно заметить некоторые элементы поведения вашего подростка, которые вам не нравятся. Однако старайтесь также замечать хорошие поступки вашего ребенка и хвалить его за них, даже если это что-то простое: допустим, он убрал за собой посуду.
2. Найдите время, чтобы поддержать их
- Вместе с подростками составьте список новых рутинных дел и достижимых ежедневных целей. Это могут быть и повседневные дела по дому, и достижение такой цели, как выполнение домашнего задания до обеда.
- Юность означает независимость! Постарайтесь предоставить вашему подростку надлежащее время и пространство, чтобы побыть одному. Необходимость в собственном пространстве – это нормальная часть взросления.
- Найдите несколько способов, чтобы поддержка и побудить вашего подростка сделать перерыв (от школьных занятий, от работы по дому или от каких-нибудь других дел) и заняться тем, что ему нравится. Если подросток чем-то огорчен, то проведите с ним мозговой штурм и предложите массу вариантов для решения проблем. Старайтесь не руководить и не указывайте, что им делать.
3. Преодолевайте конфликты сообща
- Выслушивайте мнения своего подростка и старайтесь улаживать конфликт спокойно. Помните: каждый испытывает стресс!
- Никогда не обсуждайте тот или иной вопрос, если вы рассержены. Пойдите прогуляться, вздохните полной грудью и успокойтесь, ведь с подростком можно поговорить позже.
- Избегайте силового противоборства. Когда кажется, что мир непредсказуем, а набор возможных вариантов в данный момент лимитирован, подросток может бороться за право управлять ситуацией. Как бы ни было трудно в такой момент, с пониманием относитесь к его желанию получить контроль в это пугающее время, а не пытайтесь дать отпор или взять верх.
- Будьте честными и открытыми со своим подростком: можете сказать ему, что вы тоже испытываете сильнейший стресс. Если вы покажете, каким образом справляетесь со своими тяжелыми переживаниями, то подросток, возможно, поймет, что испытываемые ими чувства совершенно нормальны.
- Посвятите некоторое время, чтобы подумать над тем, как вы и ваш подросток могли бы выйти из конфликтной ситуации. Можете обсудить с ним свои соображения, с тем чтобы он понял логику ваших идей.
4. Заботьтесь о себе
О лицах, осуществляющих уход или лечение, много чего можно рассказать. Вам также необходимы уход и поддержка. Если вы покажете подростку, как вы заботитесь о самом себе, то ваш пример поможет ему сформировать собственную практику ухода за собой.
- Не медлите, чтобы просить других о помощи, если не в состоянии справиться сами. Это вполне нормально. Обратитесь к кому-нибудь из членов семьи или к тому, с кем вы можете поговорить о своих проблемах.
- Выкроите время и пообщайтесь со своими родственниками. Постарайтесь найти таких людей, с кем мы можете поделиться своими чувствами и переживаниями. Сядьте с ними рядом и поговорите о то, что с вами происходит.
- В течение дня выделите время для занятия теми делами, которые помогают справиться со стрессом. Независимо от того, заполнен делами ваш день или медленно тянется, мы знаем, что уделение времени для ухода за собой имеет важное значение для вашего хорошего самочувствия. Заняться делами, которые вам нравятся, или просто отдохнуть от всех дел – вот залог для восстановления жизненной энергии.
- Пробуйте различные позитивные стратегии и посмотрите, какая из них вам подойдет. Вот несколько идей: занимайтесь гимнастикой, разговаривайте с друзьями, составляйте перечень дел или планы на будущее, размышляйте о том, за что вы благодарны или чем вы гордитесь и делайте вещи, которые приносят вам удовольствие, в частности, музыка, искусство, танцы, ведение дневника.
Рекомендации в настоящем пособии разработаны Межучрежденческим постоянным комитетом по психическому здоровью и Референтной группой психологической поддержки.
Ожидая малыша, будущие родители часто задаются вопросом, а нужно ли общаться с ребенком, пока он еще в животике,имеет ли это вообще какой-нибудь смысл? Наш перинатальный психолог Оксана Брежнева объясняет — почему надо, и как лучше это делать.
Почему надо общаться с ребенком во время беременности?
- Примерно с 8-10 недели у ребенка активно развиваются органы чувств, и он способен реагировать на ваши прикосновения, тепло, боль, вибрацию.
- К 18-20 неделе у него уже проявляются особенности характера, а мимика лица способна передавать эмоции. Мозговая деятельность развивается достаточно активно, малыш слышит и воспринимает происходящее во внешнем мире.
- К 24 неделе достаточно хорошо развит вестибулярный аппарат и малыш способен управлять своими движениями, принимает удобное положение, выражает недовольство и испытывает положительные эмоции.
При регулярном общении с ребенком на протяжении всей беременности (которая протекала максимально комфортно для мамы, без стрессов и переживаний), рождаются эмоционально здоровые, спокойные уравновешенные дети. Иногда детки сами могут просить внимания от родителей, желая, чтобы с ними поговорили и приласкали, при этом становятся более активными и подвижными. Исследования подтверждают, что дети, с которыми родители разговаривали еще в утробе, после рождения активнее реагируют на голоса родителей, меньшее плачут, быстрее успокаиваются, начинают раньше развиваться.
Как общаться с малышом?
Для установления контакта с малышом в животике у мамы — наблюдайте за его активностью, запоминая в какое время суток он более подвижен. В такие моменты разговаривайте с малышом, рассказывайте ему про то, что Вам нравится, про то, что прекрасного его ждет в этом Мире. Мама может рассказывать, какой у малыша папа и как он его любит и заботится о нем, а папа может рассказать о маме, ведь голоса родителей ребенок слышит по-разному (мамин- вибрациями изнутри, а папин- снаружи). Разговоры с ребенком в утробе должны быть очень нежными и искренними.
Выберите обращение к своему карапузу, чтобы он знал и привыкал, что так вы разговариваете именно с ним. Общаться с малышом рекомендуется не менее 15 минут ежедневно. Со временем вы заметите, что он вам отвечает и толкается именно в том месте, где вы держите руку.
Ребенок в утробе, постоянно слышащий мамин голос, будет знать, что она рядом, что она помнит о нем и всегда готова сказать ему что-то ласковое и нежное. Такое общение позволяет установить эмоциональную связь с ребенком еще в период беременности и способствует лучшему контакту родителей (в особенности мамы) с малышом после его появления на свет.
Показывайте ребенку, что он долгожданный и горячо любимый обоими родителями, ведь малыш все чувствует и слышит, находясь еще в мамином животике! И помните- начинать общение с ребенком никогда не поздно!
Перинатальный психолог Оксана Сергеевна Брежнева принимает в двух филиалах Территории Здоровья — на Октябрьском поле и на Тульской.
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 |
Рекомендации специалистов
Контакты
1 корпус
625046, г.Тюмень, ул. Радищева, д. 27 к.2А