Перевозка горюче-смазочных материалов – важнейший процесс, требующий строгого соблюдения правил техники безопасности. Неправильное обращение или транспортировка могут привести к несчастным случаям, опасности для окружающей среды и жизни людей. Цель этой статьи – изложить основные правила и рекомендации по транспортировке ГСМ.
Подготовка горюче-смазочных материалов в бочках к перевозке
Соблюдение нормативных требований
Ознакомьтесь со следующими комментариями специалистов:
- Ознакомьтесь с местными, национальными и международными правилами, регулирующими перевозку горюче-смазочных материалов.
- Обеспечьте соблюдение правил перевозки опасных материалов, таких как Министерство транспорта (DOT) Соединенных Штатов или Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (IMDG).
- Получите необходимые разрешения, лицензии и сертификаты, необходимые для перевозки опасных материалов.
Упаковка и маркировка
Бочка с ГСМ на паллетах на складе после выгрузки
Основные аспекты надежной упаковки грузов:
- Используйте одобренные контейнеры и упаковку, специально предназначенные для транспортировки горюче-смазочных материалов.
- Обеспечьте надлежащую маркировку контейнеров соответствующими символами опасности, предупреждающими знаками и информацией по технике безопасности.
- Четко обозначьте контейнеры с указанием названия транспортируемого материала, его класса опасности и любых соответствующих инструкций по технике безопасности.
Погрузочно-разгрузочные работы
Штабелирование бочек с ГСМ на складе с помощью вилочного погрузчика
Главные наставления специалистов по погрузке опасных грузов:
- Обучите персонал, занимающийся обработкой и погрузкой горюче-смазочных материалов, надлежащим процедурам и протоколам безопасности.
- Используйте соответствующие средства индивидуальной защиты (СИЗ), включая перчатки, защитные очки и огнестойкую одежду.
- Избегайте переполнения контейнеров, чтобы предотвратить утечку и сохранить достаточное пространство для теплового расширения.
- Надежно запечатайте контейнеры, чтобы предотвратить утечку во время транспортировки.
Транспортные средства
Перевозка бочек с горюче-смазочными материалами на грузовике
Основные критерии выбора подходящего транспорта:
- Регулярно проверяйте транспортные средства на наличие любых признаков повреждений или протечек.
- Убедитесь, что транспортные средства оснащены соответствующими средствами безопасности, такими как огнетушители, комплекты для локализации разливов и оборудование для реагирования на чрезвычайные ситуации.
- Разделяйте несовместимые материалы во время транспортировки, чтобы избежать химических реакций или загрязнения.
Планирование маршрута и безопасность
Перевозка ГСМ грузовиком в прицепе с цистерной
Советы по планированию и безопасной грузоперевозке:
- Тщательно планируйте маршруты транспортировки, учитывая дорожные условия, дорожное движение и потенциальные опасности.
- Избегайте маршрутов, проходящих через густонаселенные районы, экологически чувствительные зоны или районы, подверженные стихийным бедствиям.
- Обеспечьте принятие надлежащих мер безопасности для предотвращения кражи или несанкционированного доступа к поставкам горюче-смазочных материалов.
Готовность к чрезвычайным ситуациям
Заранее ознакомьтесь с правилами устранения ЧС:
- Разработайте и внедрите план реагирования на чрезвычайные ситуации, который включает процедуры по ликвидации разливов, утечек, пожаров или несчастных случаев.
- Обучите персонал протоколам реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечьте его необходимым оборудованием и ресурсами.
- Поддерживайте каналы связи с местными аварийными службами и властями для получения немедленной помощи в случае инцидента.
Охрана окружающей среды
Основные аспекты защиты окружающей среды при перевозке ГСМ:
- Обращайтесь с топливом и смазочными материалами и транспортируйте их таким образом, чтобы свести к минимуму риск загрязнения окружающей среды.
- Используйте средства для локализации разливов и средства для очистки, чтобы оперативно устранять разливы.
- Утилизируйте опасные материалы и отходы в соответствии с действующими правилами.
Выводы
Транспортировка горюче-смазочных материалов требует строгого соблюдения норм и предписаний для обеспечения безопасности персонала, защиты окружающей среды и предотвращения несчастных случаев. Следуя рекомендациям, изложенным в этой статье, перевозчики могут минимизировать риски, смягчить потенциальные опасности и внести свой вклад в безопасную и ответственную практику перевозок. Помните, что безопасность всегда должна быть главным приоритетом при транспортировке топлива и смазочных материалов.
Если остались вопросы
Хотите уточнить детали и задать вопросы? Получите бесплатную консультацию, позвонив нам по тел. 8 495 255-59-59 , или закажите обратный звонок в один клик, указав свой номер телефона.
В погоне за дешевизной и мнимой возможностью сэкономить вы можете столкнуться с откровенным мошенничеством в сфере автотранспортных услуг.
Поставленная задача – доставить и занести в помещение крупногабаритный, промышленный 3D принтер. Основные сложности: груз тяжелый, большая высота.
Переезд в новую квартиру может быть стрессовым испытанием, но при правильном планировании и исполнении многих распространенных ошибок можно избежать.
Чем опасны разливы нефти? Самые известные случаи разлива нефти.
Наблюдали ли вы когда-нибудь радужные переливы на лужах у парковки после или во время дождя? Именно так выглядят нефтяные пятна в мировом океане. Разлив нефти – это не просто внештатная производственная ситуация, это экологическая проблема глобального масштаба, требующая поиска оптимального решения.
Аварийные ситуации на топливно-энергетических комплексах (ТЭК) Российской Федерации случаются ежедневно, каждые 30 минут. Ужасающая статистика, неправда ли? Предлагаем попробовать разобраться, почему так часто случаются разливы нефти, какие этому наиболее популярные причины и самое главное, что нужно сделать, чтобы исправить эту ситуацию и предотвратить катастрофы разлива нефти.
Немного статистики
На территории Российской Федерации активно развивается сфера промышленности, что вызывает потребность в транспортировки значительных объемов нефти и нефтепродуктов. Это в свою очередь значительно увеличивает риски нефтяных загрязнений различных акваторий, вызванных аварийными разливами.
Статистика разливов нефти говорит о том, что потеря сырья при добыче и транспортировке составляет 1% по данным Greenpeace и целых 4,5% по данным НП «Центр экологии ТЭК».
Официальные данные говорят о том, что на территории Российской Федерации ежегодно случается более 20 000 различных аварий, связанных с добычей или транспортировкой нефтяного сырья. При этом важно учесть, что в числе фиксированных случаев находятся лишь те, в которых выливается более 8 т нефти, в то время как аварий объемом до 7 т включительно считаются внештатным инцидентом, не требующем огласки.
Истинное количество разливов нефти сложно не просто сосчитать, а даже представить. В перспективе принято считать, что с течением времени и по мере развития промышленности количество аварийных разливов будет только увеличиваться.
Какие опасности таятся в утечке нефтепродуктов?
Прежде чем понять какие опасности может повлечь за собой разлив нефти, стоит задаться таким вопросом, как «Чем опасна нефть?».
Согласно общепринятым данным нефть является одним из наиболее опасных источников загрязнения окружающей среды (как для флоры, так и для фауны). Основная опасность заключается в том, что нефтяные пары оказывают отравляющее действие на организм живых существ, а структура вещества крайне негативно отражается еще и на месте их обитания.
В числе основных негативных последствий, которые может повлечь за собой аварийный разлив различного количества нефти следует выделить:
- негативное влияние на флору и фауну;
- причинение вреда от использования токсичных веществ, необходимых для ликвидации последствий аварии;
- повышенные риски загрязнения питьевой воды и воздушной среды;
- серьезные финансовые убытки населения (в особенности тех людей, чье пропитание напрямую связано с добычей рыбы);
- локальное разрушение культуры;
- повышение рисков погодных аномалий (образование ураганов разрушительной силы).
Самые известные случаи разлива нефти
- Приморский край, город Находка – 2500 т мазута
Причина: износ технического оборудования, взрыв цистерны.
Причина: перекачка во время шторма.
Причина: нарушение технологии транспортировки на барже, взрыв цистерны.
Причина: нарушения лидера горно-металлургической промышленности по обслуживанию вертикального стального резервуара на ТЭЦ-3, а также таяние вечной мерзлоты.
Перечень наиболее вероятных причин разлива нефти
Разливы нефти различного масштаба происходят по двум ключевым видам причин:
- эксплуатационные – вызваны человеческим фактором;
- аварийные – обусловлены стихийными бедствиями.
В числе наиболее часто встречающихся причин утечки нефтепродуктов следует выделить:
- несоблюдение общепринятых правил производственных процессов;
- несвоевременность проверки эксплуатационного состояния резервуаров;
- отсутствие необходимой подготовки нефтяных баз к весеннему паводку;
- отсутствие технического обслуживания и планового, а также незапланированного ремонта оборудования и систем.
Что делать при утечке нефти?
Согласно актуальным требованиями МЧС на всех предприятиях, где осуществляется добыча или хранение нефти/нефтепродуктов должны быть организованы специализированные подразделения для ликвидации аварийных состояний. Более того, для поддержания оптимального уровня безопасности функционирования предприятия важно обеспечить аттестацию такого рода подразделений в рамках действия актуального российского законодательства.
В ситуации, когда на предприятии случается аварийный разлив необходимо немедленно сообщить о случившемся в соответствующие органы и в кратчайшие сроки организовать работу по локализации и устранении последствий утечки нефти.
Согласно регламенту МЧС, локализация нефтяного разлива должна реализовываться в период длительностью не более 4-6 часов.
Краткий обзор ключевых способов ликвидации аварийно разлитых пятен нефти
На сегодняшний день существует 4 наиболее эффективных и повсеместно применяемых способа ликвидации аварийно разлитой нефти и нефтепродуктов различного типа:
-
Механический – оптимальное для экологической обстановки региона решение, заключающееся в использовании специализированного оборудования для очищения воды.
При реализации механического способа используются боновые заграждения различного типа, позволяющие локализовать пораженные территории и предотвратить распространение нефтяного пятна.
Сбор загрязняющего вещества при реализации этого способа ликвидации осуществляется с применением насосов и рукавов.
Количество используемых веществ рассчитывается индивидуально на основании масштабов поражения.
Важно отметить, что применение диспергентов обеспечивает разделение нефтяной массы на безопасные, мелкие частицы. Однако, несмотря на удобство, в процессе реакции выпадает осадок, провоцирующий загрязнение на дне водоема.
Процесс горения провоцирует выброс до 10% вещества в атмосферу в виде сажи. Более того, после горения остается большое количество нетронутых тяжелых компонентов.
Несмотря на большое количество негативных последствий, метод такого типа используется достаточно часто, преимущественно в сочетании с механическим.
Что необходимо делать, чтобы предотвратить разливы нефти и нефтепродуктов?
На само деле не существует «универсального рецепта» для предотвращения разливов нефти.
При грамотной организации промышленного производства риски возникновения потенциально аварийной ситуации минимальны. Соблюдение всех актуальных требований, а также рекомендаций по безопасности говорит о как таковом отсутствии необходимости разработки и организации дополнительных специальных мер.
Единственное, на что необходимо обратить внимание – защита ливневок. В некоторых случаях организация ливневых стоков осуществлена таким образом, что выпадающие осадки соединяются с нефтепродуктами. Избежать этого можно путем применения специализированных дренажных покрытий.
Избежать разливов нефти непросто, но вполне реально в подавляющем большинстве случаев. Достаточно осуществлять систематический контроль исправности оборудования, работать в рамках существующей техники безопасность и иметь достаточный резервный фонд для оперативной локализации возникающих утечек.
Как обеспечить безопасность при грузоперевозках? Этим вопросом регулярно задаются транспортные компании и владельцы грузов. Мы в “Грузовичкоф” в одну статью собрали свод правил и советов по безопасным грузоперевозкам, транспортировке опасных грузов, оборудования. Об этом читайте в нашей статье.
Подготовка транспортного средства
Перед каждым рейсом необходимо проводить подготовку грузовой машины. В нее входит:
- проверка технического состояния автомобиля. Обязательная проверка исправности тормозной системы, двигателя;
- проверка креплений для груза;
- проверка соответствия технических характеристик автотранспорта для перевозимого груза. Например, подходит ли грузоподъемность грузовика для транспортировки тяжеловесной техники;
- проверка соответствия грузового автомобиля для транспортировки опасных веществ;
- при транспортировании продуктов питания — проверка холодильного оборудования, санитарная обработка кузова / цистерны.
Информация о прохождении технического осмотра и сертификаты соответствия входят в пакет документов для грузоперевозок.
Проведение погрузочно-разгрузочных работ
Погрузка и разгрузка проводятся по определенным правилам:
- все работы ведутся профессионалами;
- груз распределяется по кузову грузового автомобиля равномерно. При смещении веса на одну сторону повышается риск переворота ТС;
- при единовременном размещении легких и тяжелых грузов, тяжелые предметы размещаются ближе к кабине. Легкие — к верхней части кузова;
- тяжелые и крупногабаритные грузы не грузят вручную. Для них используется такелаж, манипуляторы;
- предметы с острыми выступающими частями обязательно упаковываются;
- если есть риск повреждения рук при погрузке — необходима работа в перчатках. Например, это нужно для погрузочных работ с профлистом;
- все объекты закрепляются в кузове, на платформе. Для этого используются специальные фиксаторы.
За ходом работ необходимо следить водителю или другому ответственному лицу.
Обеспечение безопасности водителей
Одним из главных объектов обеспечения безопасности грузоперевозок является водитель. Он может пострадать при погрузке и перевозке груза, попасть в аварию, потерять часть груза и компенсировать ее собственными финансовыми средствами.
Как обеспечить безопасность работы и охрану труда водителя:
- количество рабочих часов в неделю не должно превышать 40 часов;
- длина рабочей смены не должна превышать 12 часов. Если требуется круглосуточная перевозка — на рейс выводят двух водителей, сменяющих друг друга;
- до поездки водитель должен проверить состояние своего здоровья. Если необходимо — пройти медкомиссию;
- во время транспортировки спецтехники и других грузов, водитель должен соблюдать предоставленную ему инструкцию по перевозке;
- нельзя отклоняться от согласованного маршрута без веских оснований.
Водитель обязан соблюдать ПДД и правила перевозки грузов определенных категорий.
Требования безопасности при перевозке опасных грузов
Опасные грузы — особая категория в автомобильных грузоперевозках. Любая аварийная ситуация может привести к повреждениям техники, угрозе жизни людей и окружающей среде. Для транспортировки опасных материалов разработан целый свод правил.
Требования к оснащению автомобиля:
- противоударный бампер, дополнительная защита грузовой платформы;
- наличие противооткатного оборудования;
- установлены информационные знаки о перевозке опасного груза, проблесковые маячки;
- вся проводка не находится близко к грузу, в плотной обмотке. Лампочки без нарезного цоколя;
- в автомобиле есть средства для пожаротушения, нейтрализации последствий разлива опасных веществ.
Тара для транспортировки должна соответствовать классу перевозимого груза. Маркировка, окраска контейнера производится, исходя из классификации опасных грузов. Автомобиль и контейнер без необходимой маркировки не допускаются к рейсу. Иначе они могут представлять настоящую опасность для участников дорожного движения.
Правила и требования безопасности для шофера:
- в кабине водителя находится аптечка, средства индивидуальной защиты;
- водитель обязан регулярно проверять крепления груза, прочность соединения прицепа и кабины грузовика;
- шофер может останавливаться только на специализированных остановках и заправках;
- курение рядом с грузом недопустимо.
Помимо общих правил дорожного движения, при транспортировке опасных грузов необходимо соблюдать такие правила:
- транспортировка в дождь, грозу, снегопад, гололед и туман — запрещена;
- дистанция между грузовиком и другими автомобилями на ровной дороге должна составлять 50 метров, на горной дороге — 300 метров;
- маршрут должен проходить вне населенных пунктов и мест скопления людей. На случай, если это невозможно — не по центральным улицам населенного пункта, не в праздничные дни;
- все точки маршрута согласовываются с ГИБДД и владельцами автотрасс;
- при аварии нельзя допускать к месту аварии посторонних лиц. Доступ имеют только сотрудники дорожной службы;
- о любых неполадках автомобиля, креплений, нахождении повреждений на контейнере с грузом — водитель должен сообщить незамедлительно.
Все правила перевозки опасных грузов зафиксированы в законодательстве. Подробную информацию о транспортировке можно узнать в соглашении ДОПОГ, Постановлении Правительства РФ от от 21 декабря 2020 года №2200.
Документы на перевозку спецтехники
Большая часть строительной, нефтедобывающей и газодобывающей техники является негабаритной. Перевозка спецтехники — негабарита требует особого документального сопровождения и знания законодательства. Читайте в нашей статьей о том, что необходимо для транспортировки по правилам.
Правила перевозки стекла
Листовое стекло — один из самых сложных материалов для перевозки. Тряска на плохой дороге, неаккуратные движения и нарушения правил перевозки повлекут за собой царапины, трещины или разбитие стекла. Какие правила перевозки стекла автомобильным транспортом существуют и как избежать повреждений при транспортировке — читайте в нашей статье.
Товар проходит долгий путь от производства до продажи покупателю. За время этого цикла с товаром могут произойти такие изменения, что его придется списать. Расскажем, что такое товарные потери, как их списать и как предотвратить финансовый ущерб.
В этой статье:
- Что это значит
- Какие бывают
- Как выявить
- Как списать
- Как предотвратить
Что это значит
Товарные потери — это утрата качественных или количественных характеристик товара. Они приносят материальный ущерб. Товарные потери могут возникнуть как при производстве, так и во время того, как товар упаковывали, везли на склад или раскладывали на полках. Например, овощи испортились за время транспортировки или в момент реализации, пока лежали на полке магазина.
Необходимо продумать жизненный цикл товаров так, чтобы товарных потерь было как можно меньше от этапа производства до реализации.
От того, на каком этапе «жизни» товара произошла утрата характеристик, зависит сумма списания. Например, если товар стал непригодным на этапе производства, финансовый ущерб будет меньше, чем если товар уже полежал на складе или на полке в магазине. На его хранение вы уже потратили ресурсы: оприходовали, заняли место на складе, потратили рабочее время сотрудников. Ценность товара за это время выросла, и списывать его придется по более дорогой стоимости.
Какие бывают
Мы определили, что товар может потерять количественные или качественные характеристики. На примерах разберем эти виды потерь.
Количественные
Товара становится меньше в количестве, но его качество не теряется. Допустим, вы заказали у поставщика две тонны огурцов. Во время транспортировки может произойти естественная усушка, и вместо двух тонн вы получите, например, полторы. Масса товара уменьшилась из-за неизбежных естественных причин, но качество осталось хорошим.
Еще к естественным потерям можно отнести усушку рыбы в пивном магазине. Продавать ее долго — невыгодно, она теряет в весе.
Другой пример количественных потерь: продавец выставлял на полку стеклянные бутылки с лимонадом, случайно разбил одну. Эту бутылку придется списать, а остальные из этой партии своего качества не изменили.
Количественные потери могут произойти при подготовке к реализации. Например, на производстве часть печенья может раскрошиться, или с кондитерских изделий может отпасть обсыпка.
Качественные
Товар теряет качество из-за физических, биологических, химических процессов. Портится товар из-за того, что его неправильно хранили, нарушили целостность упаковки, не соблюдали технологию в процессе производства, или у товара истек срок годности.
Например, выставили неправильную температуру в холодильнике для хранения или холодильник работает неисправно. У продукта мог истечь срок годности из-за неправильных сроков доставки или ошибок на складе, когда товар вовремя не выставили на продажу.
Как выявить
Товарные потери проще всего выявлять, когда проводите инвентаризацию. Так вы найдете товары, у которых вышел срок годности, повредилась упаковка или которые испортились из-за неправильного хранения. Их нужно списать и утилизировать.
В процессе инвентаризации количество товаров сравните с остатками в учетной системе. Расхождения внесите в ведомость учета результатов инвентаризации. С помощью ведомости вы сможете изменить данные в системе, взыскать убытки с тех, кто в них виноват. Затем спишите недостачу и сделайте выводы, как минимизировать финансовый ущерб в будущем.
Как списать
Товарные потери бывают:
Нормируемые: это естественные потери, когда уменьшается вес или объем из-за усушки, вымораживания, разлива. Списывайте их как издержки обращения — на основании норм естественной убыли. Рассчитывайте потери по каждому типу продукции отдельно.
Ненормируемые: это потери из-за неправильного хранения, краж или неаккуратности работников, например, порча или бой тары. Возмещает убытки виновное лицо, если его удалось выявить: например, сотрудники вашей компании, транспортная организация, если недостача случилась при неправильной перевозке. Еще можно списывать потери за счет прибыли компании.
Потери, которые возникают при перевозке товара, можно отнести на затраты вашей компании только в пределах норм естественной убыли. Если убытки сверх нормы, взыскивайте с транспортной организации.
При списании на затраты ориентируйтесь на пределы норм естественной убыли, проверяйте их в законодательных документах в зависимости от вида продукции (например, Приказ Минсельхоза РФ № 395 от 16.08.2007, Приказ Минпромторга № 252 от 01.03.2013 и другие). Списание на затраты сделать нельзя, если наименования продукции нет в нормативных актах.
Вот как списывают товарные потери:
- Члены инвентаризационной комиссии составляют акт, где описывают, почему товар испорчен, указывают нормы естественной убыли для этого вида товара, сумму недостачи. Уточняют, вписываются ли товарные потери в рамки естественной убыли товара. Если показатели выходят за ее пределы — определяют лиц, которых считают виновными в убытках.
- Если виновником признают поставщика или транспортную организацию — составляют письменную претензию. Если виноваты сотрудники вашей компании — назначают комиссию, которая уточняет вину каждого и все обстоятельства. Виновные несут ответственность за порчу товара и возмещают стоимость.
Разграничивайте наличие и отсутствие умысла при порче товара. Если товар не случайно повредили, а украли, придется обратиться к Уголовному кодексу РФ, а когда найдете виновных — выставить претензии в суде.
Как предотвратить
Вот несколько советов, как минимизировать товарные потери.
Если понимаете, что товара осталось еще много, а срок годности заканчивается, сделайте на этот продукт акцию.
За сроками хранения поможет следить учетная система. Например, в Маркете можно указывать сроки хранения, а система не даст про них забыть и предупредит, что они подходят к концу.
Установите камеры видеонаблюдения, чтобы следить за работой сотрудников и предотвратить кражи.
Контролируйте, чтобы товар хранился в правильных условиях.
Своевременно проводите инвентаризацию. Она поможет выявить и недобросовестность сотрудников, и проблемы с хранением товаров, а еще вы поймете, какие продукты стоит заказывать в меньшем количестве, если не успеваете их распродать до конца срока годности.
Нефть — важнейший природный ресурс, определяющий состояние мировой экономики. Она более рентабельна при добыче и переработке по сравнению с другими ископаемыми ресурсами, а перечень получаемых из нее продуктов огромен. Это главное сырье для транспортного топлива и для производства современных синтетических материалов.
Нефтяная отрасль включает в себя добычу, транспортировку и переработку сырья. На каждом этапе нефтепользования почве, воде, атмосфере, растительности и животному миру наносится вред, зачастую непоправимый. Чем опасна деятельность нефтекомплекса и как борются с этими рисками — в материале ТАСС.
«Грязный» коктейль
Добыча нефти — сложный технологический процесс, поскольку она залегает в недрах на большой глубине. Для бурения скважины используют специальные растворы — они очищают забой от частиц разрушенной породы, смазывают ствол бура и предотвращают обвалы. Проблема в том, что в состав добавляют разные химические реагенты, которые опасны для экологии. Процесс бурения сопровождается образованием шлама — смеси выбуренной породы и раствора. В этом коктейле чаще всего содержатся и сами нефтепродукты.
Для предотвращения утечек отходы накапливаются в так называемых шламовых амбарах. А вот что делать с ними — актуальный вопрос для отрасли. Несмотря на огромные затраты на разработку новых технологий, эффективные способы их рекультивации пока не найдены. Основной способ нейтрализации амбаров — засыпка песком — не обеспечивает стопроцентно надежной экологической защиты мест захоронения отходов.
Кроме того, он требует изъятия из оборота больших площадей земли. Это побуждает нефтяные компании искать альтернативные способы нейтрализации отходов.
Как нейтрализуют отходы
Термическое обезвоживание буровых растворов и сточных вод при помощи специальных горелок.
Разделение нефтешлама на фазы с последующим сжиганием.
Технология обратной закачки, позволяющая изолировать опасные отходы под землей.
Переработка отходов бурения и получение из них материалов, которые можно использовать в строительстве.
Опасней всего сама нефть
В результате очистки нефтепродуктов образуется громадное количество отходов, в том числе кислые гудроны — токсичные вязкие массы, содержащие углеводороды и серную кислоту. В атмосферу ежедневно выбрасывается огромное количество вредных веществ, среди которых сероводород, оксид серы, бензол и т. п.
Но самый опасный отход нефтяного комплекса — сама нефть. Ее утечки могут происходить на всех стадиях нефтепользования. Нефтехранилища, трубопроводы, цистерны — все это потенциальные источники разливов ядовитого сырья.
Причин утечек много — от низкого качества оборудования или его неправильной эксплуатации до высокой степени износа фондов. Последняя проблема особенно актуальна для России, учитывая протяженность магистральных трубопроводов. На них каждый год происходит множество инцидентов с утечками нефти. По данным Greenpeace , российская нефтяная промышленность из-за изношенности труб разливает примерно 30 млн баррелей нефти в год.
С увеличением морской добычи растет и загрязнение нефтью Мирового океана. Ущерб от морских разливов для природы может быть огромен, даже если черного золота вылилось сравнительно немного. Утечка может происходить с плавучих буровых установок и платформ как при добыче, так и из-за аварий.
Взрыв Deepwater Horizon
В апреле 2010 года в Мексиканском заливе недалеко от побережья американского штата Луизиана произошел взрыв на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon швейцарской компании Transocean Ltd., арендованной британской корпорацией ВР. В результате аварии в воды залива попало около 5 млн баррелей нефти. Черное пятно площадью 75 тыс. кв. км — размером с два Тайваня — достигло побережья пяти штатов США.
Разрушительное воздействие катастрофы на животный мир морской акватории растянулось на несколько лет. В докладе американской неправительственной организации “Национальная федерация по охране дикой природы”, опубликованном в 2014 году, отмечалось, что после катастрофы в районе аварии значительно возросла смертность среди морских обитателей залива и прилегающих территорий. От аварии пострадали черепахи, дельфины и другие млекопитающие.
Как выглядит пищевая нефтяная цепочка
Рыбы потребляют фитопланктон, отравленный нефтью.
Их едят другие рыбы, перенося тем самым токсины на следующий уровень пищевой пирамиды.
Морские млекопитающие и птицы едят рыбу и передают токсические вещества другим хищникам.
Любое из звеньев этой цепочки потенциально ведет к человеку.
Наука в помощь
Проблема охраны окружающей среды от загрязнений нефтью и отходами ее добычи и переработки обостряется из-за того, что сами эти методы могут быть небезопасны для экологии. Например, засыпка амбаров с отходами бурения может приводить к их консервации и продлевать их негативное воздействие на окружающую среду. Очень многое в решении этой проблемы зависит от нефтяных компаний. Но пока главный вклад в безопасность окружающей среды обеспечивают ученые, в частности совершенствуя методы сбора нефти после разливов.
Как ученые помогают решить проблему разливов
Российские ученые разработали сорбент, состоящий из природных минералов, обработанных под высоким давлением и температурой. Под воздействием порошка молекулы нефти разрушаются и преобразуются в частицы, которые, по сути, являются составной частью любого грунта. На одну тонну разлившейся нефти, по расчетам ученых, требуется около 250 кг порошка.
В США изобрели многоразовую «губку», которая позволяет отжимать нефть и использовать ее повторно. Применять материал можно на самых сложных участках разлива — вдоль береговой линии.
Группе ученых из Китайского научно-технического университета удалось очистить водную поверхность от нефтяного разлива при помощи губки, на которую было нанесено графеновое покрытие. По словам одного из авторов открытия, новый способ позволяет более эффективно собирать нефть и ликвидировать разливы на значительных площадях.
Бороться с нежеланием компаний вкладывать средства в природоохранные мероприятия может помочь система «финансовых наказаний». В январе 2016 года Минприроды внесло законопроект о повышении штрафов за разливы нефти и их сокрытие. Для должностных лиц он может составить до 30 тыс. рублей, для компаний — до 300 тыс. рублей. Правда, как считают сами экологи, такие меры недостаточны — штрафы должны быть соразмерны многомиллиардной прибыли нефтяных компаний.
Насколько опасны нефтешламы для человека и природы? Как образуются нефтяные шламы? К какому классу опасности относятся нефтешламы и как с ними обращаться?
Нефтешламы – это многосоставные смеси, которые содержат нефтепродукты и механические примеси, отличающиеся между собой по физико-химическими свойствам. Нефтешламы опасны как для окружающей среды, так и для здоровья животных и людей, поэтому руководителям предприятий, инженерам и технологам необходимо уделять должное внимание промышленной экологии и безопасности при работе с нефтешламами, которые образуются в процессе жизнедеятельности производственных процессов.
Классификация нефтешламов
Нефтяные шламы появляются в процессе добычи сырой нефти и транспортировки готовых продуктов. Образуются такие смеси и под воздействием окружающей среды, именно поэтому они имеют различные составы и физико-химические характеристики.
В зависимости от условий, которые поспособствовали образованию нефтешламов, они подразделяются на:
— грунтовые: когда сырая нефть и нефтепродукты проливаются на почву при производстве или в результате аварии;
— придонные: появляются в водоёмах, на дне которых оседает разлитая нефть;
— резервуарные: образуются в различных ёмкостях, используемых для перевозки и хранения нефтепродуктов;
— полученные при непосредственной добыче нефти;
— образованные во время бурения скважин с применением буровых растворов, имеющих углеродную основу.
Все они одинаково опасны для окружающей среды и требуют обязательной утилизации. Например, для ликвидации загрязнения грунтовыми нефтешламами прекрасно подойдет сорбент со способностью к биоразложению углеводородов. А в случае придонных нефтяных шламов могут использоваться специальные биопрепараты.
Как образуются нефтешламы?
Этот вид вредных смесей получается в результате вступления нефтяных продуктов во взаимодействие с влагой и кислородом, а также с механическими примесями и материалом стенок резервуара в резервуаре, который предназначен для приёмки и хранения нефти. Эти процессы приводят к окислению нефтепродуктов, образованию смолоподобных соединений, а также повреждению (коррозии) стенок ёмкостей для хранения нефтепродуктов.
Нефтешламы образуются во время любых процессов, связанных с нефтью. Во время добычи, перевозки или переработки образуются нефтяные шламы как побочный отход производства, который может быть крайне опасен для окружающей среды. Поэтому необходимо строго соблюдать технику безопасности при осуществлении любых работ с сырой нефтью, чтобы минимизировать образование нефтяных шламов.
Составы и свойства шламов
Состав и свойства этих вредных веществ могут быть разными, поскольку они являются побочным продуктом при добыче нефти, а она, как многие знают, может отличаться по своим свойствам от месторождения к месторождению. Например, нефть может иметь разные цвета!
Плотность нефтешлама может колебаться в пределах от 830 до 1700 кг/м 3 , а температура застывания – от — 3°С до + 80°С. Температура вспышки этих смесей может колебаться в пределах от 35°С до 120°С. Эти параметры носят приблизительный характер, так как каждый нефтяной шлам (будучи отходом нефтепереработки) зависит от свойств самого углеводородного сырья.
Органическая часть в верхнем слое нефтешлама, который образовался недавно, имеет свойства и состав, аналогичные исходным нефтепродуктам, которые хранятся в резервуарах. При попадании воды в нефтепродукты с парафинами, смолами, асфальтенами (природными стабилизаторами) происходит образование эмульсии (вода плюс масло).
Небольшой по объёму средний слой в виде эмульсии содержит:
— механические примеси 1,5-15%;
— воду 70-80%.
В придонном слое в твёрдом состоянии содержится:
— до 45% органики;
— твёрдых механических примесей 52-88%.
В гидратированной массе (донном иле) содержание воды составляет до 25%.
Нефтешламы, образованные в резервуарах, отличаются составом и свойствами, поэтому в основном в их состав входят вязкие жидкости, которые содержат высокий процент воды и органики, а также немного механических примесей. Для подачи этих смесей из отстойников в сборные ёмкости и резервуары используются специальные насосы. Шламы быстро образуются в резервуарах, на внутренних покрытиях которых отсутствует топливная и коррозионностойкая защита.
Какой вред наносят нефтешламы?
Нефтяные шламы представляют серьёзную опасность для живых существ и человека в частности. Они могут спровоцировать развитие онкологических заболеваний, а также нарушение работы сердца, мозга и печени. К самым опасным соединениям, которые входят в состав нефтешламов, относятся:
— производные пирена;
— фенантрен;
— бензапирен и пр.
В состав нефти, отходом которой являются нефтешламы, также входят тяжёлые металлы, которые в природе приводят к частичному или полному бесплодию семян (даже при концентрации в 6-8%), а при попадании отходов нефтепереработки в землю прекращается развитие корневой системы растений, что ведет к их быстрой гибели. Нефтешламы представляют опасность для животных, т. к. приводят к мутациям, бесплодию, развитию заболеваний и быстрой гибели.
Именно поэтому нефтешламы относят к III классу опасности. Подробнее про классы опасности отходов и правильное обращение с ними Вы можете почитать в нашей статье!
Ликвидация разливов нефтешламов
Если на предприятии произошла аварийная утечка нефтешламов, необходимо как можно скорее принять меры по ее устранению, так как нефтешламы крайне опасны для окружающей среды. Чтобы эффективно ликвидировать разлив, необходимо использовать следующие средства.
— Сорбенты. Быстро впитывают разлившийся нефтепродукт и не дают ему проникнуть глубже в почву. Допустимо применение и на водной поверхности, чтобы масляная плёнка не покрыла берега или не осела на дно водоема. Некоторые торфяные сорбенты вроде Spill-Sorb обладают способностью биоразлагать углеводороды, благодаря чему не требуют утилизации.
— Сорбирующие материалы. Чаще всего используются в качестве превентивной меры, поскольку размещаются на местах систематических протечек. Обладают высокой сорбционной ёмкостью и помогают локализовать разлив на ранней стадии.
— Биопрепараты. Один из передовых методов ликвидации разливов нефтепродуктов, поскольку микроорганизмы-нефтедеструкторы не только устраняют разлив, но и рекультивируют почву.
Утилизация нефтешламов, так как они являются отходом III класса опасности может осуществляться путем:
— накопления и захоронения в специальных бункерах;
— сжигания в печах и топках;
— фильтрации;
— отстаивания.
Охрана окружающей среды и промышленная экология – основное направление деятельности нашей компании. ГК «Терра Экология» уже больше 15 лет поставляет всех необходимые средства для ликвидации аварийных разливов. Своевременное обращение к нам за помощью позволит избежать аварийных ситуаций, а также значительных временных и финансовых затрат, связанных с наложением штрафов и перебоями в работе предприятия.
В арктической зоне между разными странами разворачивается соперничество за ресурсы и сферы влияния. О том, как найти пути решения ключевых проблем региона с помощью математической науки, рассказал руководитель департамента математики факультета экономических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Фуад Алескеров, выступая с докладом «Проблемы Арктики — территориальные претензии, экология, миграция — и их возможное решение» на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Научный интерес к Арктике у Фуада Алескерова возник почти случайно. Его пригласили на семинар по региону, и он принял в нем участие, просто чтобы не обидеть организаторов. «Когда я пришел на этот семинар, то минут 20–30 слушал, потом вытащил ручку и блокнот, которые обычно со мной, и нарисовал модель… После этого я уже два или три раза делал пленарные доклады на Арктических конгрессах. Теперь я котируюсь как специалист по Арктике», — рассказал он.
«Арктическая зона же сейчас становится площадкой для столкновения интересов мировых держав, которым все сложнее распределить сферы влияния между собой», — констатировал профессор. По его мнению, важно искать мирное решение этой проблемы. «Мы не делим территории. Мы математики. Мы даем механизм, как можно справедливо эти территории поделить, если до этого дело дойдет», — подчеркнул Фуад Алескеров.
В Арктике находятся большие запасы нефти и газа, отметил профессор в своем докладе. По некоторым оценкам, это до 30% мировых нефтяных залежей, что и вызывает повышенный интерес. Появились высказывания о том, что Арктика принадлежит всему миру, причем даже со стороны тех, кто не имеет выхода к арктическим морям. Другие важные ресурсы здесь — это рыба и морские пути. Из-за разгула пиратства в южных морях альтернативный северный маршрут становится все более привлекательным. Согласно Конвенции ООН по морскому праву существует зона, которая полностью принадлежит государству, — это семимильная зона; за ней идет двухсотмильная исключительная экономическая зона от исходных линий территориального моря, там государство имеет право добывать все, что хочет, это его территория; дальше начинаются открытые моря, пояснил Фуад Алескеров, уточнив, что к арктическим государствам относятся Дания, Норвегия, Канада, Россия и США. Все, что находится в исключительной экономической зоне, признается зоной интереса страны.
За нулевую точку, по словам профессора, принято расстояние в 4 тысячи морских миль; все, что дальше от территории страны, не имеет к ней отношения; чем расстояние больше, тем признание интереса становится слабее. Полученные данные перераспределяют по критерию неудовлетворенности, который применяется для того, чтобы минимизировать потери всех членов-участников. Политическая составляющая не учитывается в силу ее волатильности. Фуад Алескеров привел соответствующие формулы расчета по нефти, газу, рыбе и морским путям, обратив внимание, что последние оцениваются по объему торговли и перевозки грузов. Согласно этой модели Китай, Исландия, Япония и Южная Корея территориальных претензий на Арктику иметь не могут.
Вторая модель, представленная Фуадом Алескеровым, связана с вопросами экологии и таяния льдов. Эта модель фокусируется на гипотетической ситуации разлива нефти и учитывает такие факторы, как течение и ветер. Проблема в том, уточнил профессор, что в Арктике те же самые разливы будут обходиться в несколько раз дороже, чем в других водах, и приносить еще больший ущерб арктической фауне. Полностью избежать разливов нельзя, но можно снизить урон, наносимый окружающей среде. Для этого, по мнению эксперта, нужны системы раннего оповещения и защиты в виде патрульных судов для очистки. Примечательно то, что ущерб измерялся не в деньгах, а в моржах, белухах и нарвалах. Отвечая на вопрос из зала, почему это так, профессор объяснил свой ход психологической уловкой: при восприятии людьми стоимости ликвидации ущерба моральный вопрос отодвигается на второй план, а это неправильно.
Третья модель относится к социальной составляющей освоения Арктики, так как в силу глобального потепления и вытекающего из этого изменения фауны в арктических зонах происходит миграция. «Для более репрезентативного исследования, разумеется, следует учитывать особенности каждого отдельного типа поселения, так что тут есть поле для размышлений, как это следует лучше организовать», — подчеркивает эксперт.
Несомненно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был здоров. Немаловажным фактором в здоровье ребёнка является питание. Конечно, родители обращают внимание на то, как часто и что кушает их ребёнок, заботясь о правильности и рациональности питания, качестве продуктов. А вот на соответствие питьевого режима, к сожалению, обращают внимание далеко не все, хотя безопасный и правильно организованный питьевой режим– это и есть один из способов профилактики острых кишечных инфекций в образовательном учреждении.
Каким образом все-таки должен быть организован питьевой режим в образовательном учреждении?
В образовательных учреждениях питьевой режим организуется согласно следующим нормативным документам:
1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
2. СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда». 3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Питьевой режим в образовательных учреждениях может быть организован в различных вариантах с использованием:
— питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной – во всех учреждениях;
— кипяченой питьевой воды — для детских садов и учреждений дополнительного образования;
— установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, т.е. кулеров — во всех учреждениях;
— питьевых фонтанчиков – для школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.
По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим и эпидемическим требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3-х часов, она должна подлежать замене.
При использовании кулеров предусматривается замена бутыли по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность. Дозирующие устройства должны обрабатываться в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.
При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима учащихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.
Должен быть обеспечен свободный доступ детей к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
В детских садах питьевой режим организуется сотрудниками, дети не должны самостоятельно наливать воду в стаканчики. Также не должны выставляться стаканы с разлитой заранее водой.
Дети школьного возраста уже могут самостоятельно попить, когда им хочется. При использовании кулера или иных установок дозированного разлива воды образовательным учреждением должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянной, фаянсовой — в обеденном зале и одноразовых стаканчиков — в учебных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.
Родителям не лишним будет напомнить своим детям о необходимости использования индивидуальной посуды для питья. Недопустимо пользоваться ладонями вместо посуды, пользоваться общими стаканчиками.
Все те же правила должны соблюдаться и дома.
Санитарные врачи предлагают родителям не только проследить за тем, насколько правильно организован питьевой режим их ребенка образовательном учреждении, но и создать ему безопасный питьевой режим в домашних условиях. Дома для утоления жажды можно использовать и иные напитки: соки, морсы, компоты, чай. А вот газированные напитки, несмотря на всеобщую любовь к ним детей, к использованию не рекомендуются.